Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Григорий (Лурье). О домашнем правиле. Выступление перед мятлевской общиной в 2013 году (продолжение)

(продолжение, предыдущая часть здесь)

Важно знать Псалтирь. Ее невозможно знать, слушая только в церкви. В церкви она будет плохо восприниматься на слух, если ты не знаешь близко текст. С плохой слышимостью и с плохой дикцией чтеца все равно не разберешься, что там говорится. Должна быть какая-то молитвенная жизнь, а не только правила.

Правила — это то, что должно быть каждый день. Плюс перед причастием необходимо еще какое-то свое правило прочитать. Это вещи такие, что называется, подзаконные. Без этого ты уж совсем куда-то выпадаешь. Должно быть какое-то ощущение, что я являюсь членом церкви и участвую в священнодействиях не только тогда, когда я прихожу в храм, хотя, это главное священнодействие, в котором я участвую.

Сама христианская жизнь — по определению священнодействие. Об этом говорит апостол Павел, и святые отцы однозначно истолковывают, когда апостол Павел говорит, что «кто храм Божий растлит, того Бог растлит», то есть осквернит и уничтожит. Можно так и так перевести. И Ориген (который отцом церкви не является, но в данном случае это святоотеческая традиция, потому что была принята святоотеческим Преданием) говорит, что ум наш (в современном смысловом употреблении мы бы сказали дух) является первосвященником, который в сердце, как святом святых, совершает жертвоприношения, словесную молитвенную жертву Богу. Это должно быть всегда.

Строго говоря, если бы апостол Павел даже этого и не сказал, это все равно следует из всего Евангельского учения. А если бы даже у нас не было Евангелия, то это следует из Ветхого завета, что такое отношение. То есть, это не такой подход, который может обсуждаться, можно так, а можно иначе.

Если ты это осознал, то тогда это переводится в практическую плоскость. Как это делать, что для этого надо делать. Тут частичный ответ: надо приходить часто в церковь, часто участвовать в церковных богослужениях. Это все очень важно. Но это ответ недостаточный, потому что, если просто пытаться этим ограничиться, то ты, в конце концов, перестанешь и туда ходить. Все этим и кончится. Поэтому есть еще некоторые вещи.

Самое, наверное, главное, — это то, что категорически не надо совершать грубых грехов. Грубыми грехами можно назвать такие грехи, которые человека автоматически вырубают из церковного общения. То есть вообще грешить нехорошо. Но есть такие грехи, от которых надо воздерживаться всеми силами и под угрозой смерти, которые автоматически ставят тебя вне церковного общения. Это ересь, блуд, прелюбодеяние, убийство (имеется в виду не на войне и не в целях самообороны). Пьянство — в наше время, надо сказать, это вид наркомании, или, как выражают специалисты на своем жаргоне, «наркоманИи».

Этого быть не должно. Пока это есть, это будет сводить на нет любые твои усилия. А если ты не подвержен таким грубым порокам, если ты такого не делаешь, надо понимать, что это дело наживное. Сегодня не подвержен, а завтра будешь подвержен. Поэтому надо понимать, что надо этого остерегаться. Надо не осуждать тех, которые в это впадают или еще во что-то впадают. И надо знать, что в это все тебе всегда можно впасть, даже, если ты такого раньше никогда не совершал.

А если ты чему-то такому подвержен, то это надо осознать, как задачу номер один, приоритетную в своей христианской жизни. Бог тебе, конечно, поможет, но если ты будешь осознавать несовместимость с твоей жизнью этого дела. И ты будешь прилагать все возможные усилия, которые есть, будешь спрашивать, кто может помочь своими силами.

Стандартные ситуации — пьянство и наркомания. Они обычно требуют посторонней помощи. Ты ищи, спрашивай, кто тебе готов помочь, и старайся этих людей как-то слушаться, даже если они в чем-то ошибаются. А тем более, если они не ошибаются, а говорят, что это им не нравится. И они правы. Даже если они не правы, главное слушаться. Если эти вещи пропустить, то дальше уже не будет, о чем говорить, не будет никакого христианства как в ИПЦ.

Иногда меня спрашивают, чего я на Пасху решил, что про Пасху уже много поговорили, и в основном стал про пьянство говорить и про отчасти обжорство, 90 процентов пасхальной проповеди посвятил этим темам. Процентов 60 про пьянство, 30 — про обжорство, а 10 — Христос Воскресе. Я просто понял, чего больше всего не хватает после всех возвышенных слов, которые звучали за богослужением.

Меня спрашивают, неужели это так важно в истинной церкви. Конечно, важно. Потому что кто в истинную церковь идет? Разные люди, которые в какой-то момент для себя решили, что без Бога им не справиться. Эти люди бывают очень разные. Совершенно стандартная ситуация, что они были какими-то алкоголиками, вели порочный образ жизни, а потом решили, что с этим надо заканчивать, но сам я этого не могу, а с Богом могу. Дай-ка я обращусь к Богу. Они так приходят.

А дальше их в церкви встречают другие искушения. Есть церковный праздник, это же повод выпить. Тем более, культура наша такая, что да, это повод выпить. И церковный устав говорит, что да, выпить можно — но речь идет не об алкоголиках. Да, другим можно выпить, а вам нельзя. И я поэтому трачу много времени, чтобы это разъяснять.

Я надеюсь, по последствиям нашей последней Пасхи в прошлом году, как-то умерить эти вещи, чтобы плохих последствий было меньше. Но любой церковный праздник надо воспринимать, в первую очередь, как искушение — искушение забросить всякую церковную жизнь и искушение впасть в различные грехи, начиная с пьянства. Это надо знать заранее, когда праздник еще приближается. Если настроиться, то тогда это искушение можно как-то нейтрализовать и объехать. А если решить, что все хорошо, можно стоять на голове и все сойдет с рук, то это кончится чем-то плохим, на сто процентов. После такого праздника надо будет воцерковляться заново. Интересно, сколько это еще времени займет, и когда ты к этому придешь.

То есть прежде чем думать о возвышенном, об Иисусовой молитве, надо думать сначала об этом. А об Иисусовой молитве тоже надо дальше думать.

Итак, прежде всего, наши крупные грехи, их не должно быть. Во-вторых, должна быть молитва, потому что иначе будут грехи. Без этого никак. Молитва, грубо говоря, состоит из двух типов: псалмопения и того, что называется молитвой.

То, что называется псалмопением на языке святых отцов — это любая молитва словами, не обязательно псалмов, может быть утреннее и вечернее правило. Это тоже псалмопение. Или, может быть, правило к причастию. Длинная молитва. А молитва, которая не псалмопение, называется краткословная молитва, типа Иисусовой молитвы или «Господи, помилуй», которые мы произносим в течение всей нашей жизни. Должно быть и то, и другое. Нужно чтобы был какой-то скелет и каркас, на котором это все держится, а дальше уже можно к Иисусовой молитве обращаться.

Иисусова молитва — это аналог кровообращения в нас, память Божья. Но кровообращение в организме будет тогда, когда у него вставлен скелет. А скелетом является псалмопение. И во вторую только очередь доходит до псалмопения в церкви, то есть, наших церковных служб. Это уже обязательная вещь. Но, в первую очередь, псалмопение должно быть дома. Мы должны небольшое время, но каждый день посвящать тому, чтобы помолиться. Обязательно в начале дня и в конце дня, утренняя и вечерняя молитвы. Это уже дальше опционально, смотря, какая там у кого жизнь, какое устроение. Но там и то, и другое может быть.

В частности, особо важным является чтение Псалтири. Чтение Псалтири — это как молитва. Если ее постоянно читать, то потом в нужные моменты жизни всплывают какие-то отдельные стихи, которые, оказывается, ты незаметно для себя запомнил. И они как-то объясняют ситуацию. Это я сам нигде не читал, а у нас был когда-то в Московской патриархии такой старенький настоятель, который меня этому научил. Он говорил, что надо читать Псалтирь, потому что потом будут вспоминаться отдельные стихи в разных случаях жизни, которые будут все объяснять.

Иисусова молитва — это ведь тоже практика молиться повторением одного и того же стиха из Псалтири. «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися», — это особенно любили. А тут, применительно к ситуации, ты вспоминаешь какой-то стих именно для нее. Это очень поддерживает, на самом деле. Древние ее просто наизусть знали, для нашего времени это сложноват. Но просто начитанность Псалтири, которая позволяет появляться таким воспоминаниям в нужный момент — это чрезвычайная поддержка. Поэтому стоит регулярно читать Псалтирь.

Конечно, если у нас есть возможность в будние дни ходить на богослужения, где читаются кафизмы Псалтири, то этого хватит. Но у большинства этой возможности нет, тогда надо что-то изобретать, дома иногда можно почитать.

Но опять же, еще есть такой совет умных людей, которому я тоже стараюсь следовать, что лучше не брать себе правило. Есть правила обязательные, но они должны быть минимальными, — те которые ты легко можешь выполнить, если ты не болен. Если ты болен или какая-то экстремальная у тебя ситуация, тогда есть причина от него как-то отказаться или его сократить. А в обычной ситуации ты его без особого напряжения можешь выполнить. Такое должно быть правило обязательное. А что сверх этого, должно быть необязательным. Пусть оно и каждый день практически происходит, но необязательным. Потому что возникнет такая ситуация, когда тебе будет трудно сделать, у тебя не будет никаких смущений, что ты этого не сделал. А если смущение будет, то оно будет все портить, будет казаться, что какой-то разлад. Поэтому полезно иметь обязательную часть правил и опциональную, необязательную.

В необязательную может входить Псалтирь. Есть возможность — почитал. Но если есть возможность прийти в храм или куда-то, где совершается вечерняя или утренняя Псалтирь, тогда, конечно, можно Псалтирь дома не читать, можно читать там.

Получается, что должно быть дома: отрекаться от самых грубых грехов, читать минимальные правила, читать опциональные правила.

К опциональным (не для монахов) еще можно отнести какое-то время, выделенное целиком на Иисусову молитву (для монахов и тех, кто подвизается по-монашески, это уже не опциональная часть, а тоже обязательная). Мы Иисусову молитву должны совершать между делом все время, конечно, но какое-то время в сутки хорошо посвятить ей исключительно. Это может быть двадцать минут, тридцать минут, час, кто как. Но какое-то время должно быть. И для тех, кто как-то думает о монашеской жизни, это тоже входит в обязательную часть правил.

Если человек просто живет как мирянин, тогда не стоило бы это вводить в обязательную часть, но стоило бы, в общем, в опциональную часть правил. Потому что, в принципе, мы же отдыхаем. Зачем отдыхать перед телевизором, если можно отдыхать с четками с Иисусовой молитвой, это действует гораздо лучше телевизора или Интернета. А если человек ничего не делает, просто сидит в физически расслабленном состоянии, это же отдых. Поэтому это хороший способ отдохнуть. То есть это можно сидя, можно и лежа, смотря как у кого здоровье. Сидя удобней, но для человека, который не очень может сидеть, есть всякие болезни, то лучше лежа двадцать или тридцать минут почитать «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». По-моему, и для души полезно, и для тела. Поэтому для этого время будет находиться, если это как отдых рассматривать. Может быть, оно не каждый день будет находиться, но оно будет находиться. 

(продолжение следует)