Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). В ЧЕМ ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ? Некоторые мысли о правильности веры, зловерии, анафемах и самом главном

Первый праздник Великого поста посвящен правильной вере. Вообще человека со стороны это должно очень раздражать: вся эта вечная озабоченность христиан вопросами правильности веры. Вечные споры о словах, догматах, формулировках и т.д. С первых дней Церкви, еще с апостольских времен, кругом еретики, от которых нужно куда-то отделяться. Вроде бы просто: любить всех без различия в вере и не спорить по пустякам, «понятным только специалистам»…

Но надо признать, что без этого вечного спора и борьбы нет никакого христианства. Практически все известные и почитаемые нами святые, так или иначе, участвовали в спорах о вере. От апостола Павла, Великого Антония и святителя Николая, до святителя Игнатия Брянчанинова и Новомучеников.

Приходится признать, что вне этой вечной борьбы за чистоту веры нет никакого Православия. И если кто-то хочет быть православным, то ему эту тему никак не обойти.

О чем же праздник Торжества Православия? В узком смысле – о конкретном торжестве после победы Церкви над второй волной иконоборческой смуты. В широком – о торжестве Истины Христовой над ложью бесовский.

Святые своеобразно рассуждали о «вере правой» и «вере ложной». По их учению, правая вера - это не просто некая правильная система взглядов. Это - вера, отображающая реальность Божию, то есть Самого Бога, в той степени, в которой Он Сам открыл Себя людям. Будучи отображением Бога, эта вера не просто говорит о Боге в терминах убежденности, она жизненно приобщает к Богу, так как сама является Его действием – Его энергией. Правильная вера - действие Самого Бога, через нее верующие Ему приобщаются. Она живит, так как есть действие Живого Бога. Она делает людей сопричастниками жизни Божественной, общниками Воскресения Христова.

А что есть, по мнению святых, вера ложная? Слепок того – чего нет. Изображение пустоты. Порождение тьмы. Сеть дьявола. Она увлекает ум и уводит, отторгает от Бога, лишает жизни, погружает в погибель. Одного зловерия достаточно для погибели души.

Исходя из такого взгляда, можно понять, почему святых так волновали вопросы веры. Почему они готовы были жизнь положить, но не отступить от Православия, бились за каждое слово в Символе веры и в других исповеданиях. Почему они не желали иметь общей молитвы с еретиками и как от скверны бежали от их жертв и «таинств».

В Неделю Православия Церковь провозглашает анафему всем ересям и всем еретикам. Надо понимать, что Церковь ничего им, этим людям, которые уже в другом мире, и их последователям, еще живущим на земле, не желает плохого. Но Церковь не может и не хочет быть причастницей и сообщницей их зловерия. С помощью анафемы православные отделяют себя от ошибок и заблуждений. И Церкви дано радикальное лекарство, духовный инструмент. В хирургии бы это называлось приспособлением для ампутаций. Ложно верующие отсекаются и от ума православных, и от церковных общин. Анафема ведь и значит отсечение. Православные не желают иметь со зловерием ничего общего ни в этой жизни, ни тем более в будущей.

Но Чин Православия состоит не только из отсечения – в нем свидетельствуется о правой вере, о том, что она до сих пор сохраняется Церковью такой же как у святых, которым мы молимся. Это и есть торжество Православия в ныне живущих верующих, в наших душах и умах и в наших общинах. В нашей Церкви.

В мiре сем Православие не торжествует никогда. Но Церковь – это те, кого Бог избрал от мiра, призвал на Пир Сына Своего – на Евхаристию, чтобы быть причастниками Жизни Вечной – Христа. В этом и есть Торжество Православия.