Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Игумен Игнатий (Душеин). Приходская жизнь в условиях перехода в ИПЦ. Доклад на семинаре об актуальных проблемах экклезиологии ИПЦ в Мятлево, 7 сентября 2013 г.

Надо сказать, что о том, какова должна быть приходская жизнь, даже в идеале, у приходских священников МП достаточно смутные представления. Этому не учат в семинариях. Не учат и потому, что она им по сути не нужна, и потому, что сами учителя (обычно это священники городских храмов, где общин нет по определению), да и епископы совершенно не представляют себе того, что это такое. Епископы, правда, не видели не только приходской жизни, но и монастырской, что не мешает им, впрочем, согласно новому уставу, возглавлять и монастыри, и приходы.

Но дело не только в патриархии. Дело в том, что уже многие столетия тех общин, которые бы жили по канонам Церкви, просто не существует. Центр общины, суть ее жизни – Чаша, а поскольку практика причащения очень давно стала не просто неканоничной, но антицерковной, то и жизнь общины не может быть нормальной.

Каждый священник патриархии выстраивает жизнь своей общины либо самостоятельно, как ему в голову подует, либо следует уже выработанным его предшественниками неписаным законам и уставам, к церковной жизни имеющим очень отдаленное отношение. В итоге приходы МП, как правило, имеют следующую структуру (это скорее характерно для храмов сел и небольших городов): есть настоятель и приближенные, которые допущены к тайнам приходской жизни, которая, по сути, есть жизнь батюшки и его семейства. Такие приближенные образуют концентрические круги, в центре которых священник. Рядом самые избранные, «допущенные к телу», дальше – менее приближенные. Замыкают круг прихожан «первого сорта» сторожа, уборщицы и прочие трудники.

Ни о каком единстве общины речи не идет, т.к. и общины нет, есть рабочий коллектив, объединенный общими интересами и совместной трудовой деятельностью. Подобные коллективы могут быть и где угодно, в любой сфере деятельности.

Что же такое община и с чего она начинается? Кто в ней первый, а кто последний?

Только духовная жизнь вводит человека в Церковь, а значит, в общину. Жизненные интересы и цели, личная аскетика, способность и желание послужить ближним, отзывчивость, умение жертвовать своими интересами ради других – все это вводит человека в общину и это же цементирует общину в житейском плане.

Важное замечание: совершая труды и дела, не обращать внимания на то, делают ли окружающие что-то. Часто в наших праведных глазах они представляются нам нахлебниками. Не всегда труды окружающих видны всем, и они и не должны быть видны всем, и поэтому в идеале нужно прихожанам не думать о том, что кто-то другой тоже что-то должен делать. Делаешь – делай во славу Божию и не смотри за другими, не губи свои труды.

Правильная практика причастия в этом плане совершенно обязательна, так как без этого община остается просто человеческим сообществом вне Христа и Его Благодати. Именно причащение делает общину общиной, Телом Христовым из компании людей. Это главное. Разумеется, без стремления к правильной жизни причащение может быть и во осуждение, это надо постоянно помнить настоятелю и прихожанам.

Но кроме богослужения и Таинств, общинной должна быть и вся наша жизнь.

Ничего не поделаешь: в современных условиях жизнь общины чрезвычайно сильно зависит от священника. Хотя в идеале священник должен быть порождением и плоть от плоти общины. Но пока, увы, есть что есть. Если жизнь священника явно противоречит тому, чему он сам учит, то общины не будет. Естественно, все мы далеки от того, что должно быть, но стремиться к этому должны, иначе приходская жизнь превращается в театр одного актера или группы артистов, которые разыгрывают некий спектакль красивыми одеждами, хорошим звуком и платными билетиками.

Община должна постоянно развиваться, учиться, узнавать свою веру. Поучаться в житиях святых, в их поучениях. Если этого нет, то общины тоже не будет.

Из других мероприятий можно назвать то, что мы, к примеру, всегда практиковали – паломнические поездки, праздничные и непраздничные трапезы и т.п. Это, конечно, само по себе не имеет к церковной жизни прямого отношения, но в плане человеческого общения объединяет.

Это было в нашей общине и до перехода. Что изменилось? Выход из МП сопровождало не только непонимание людей внешних, для которых Церковь – это нечто аморфное или вовсе только здание со стенами и иконами. Непонимание было от относительно церковных знакомых и близких. От знакомого духовенства и от некоторых собратий, которые вчера еще стояли рядом в храме и сидели за соседним столом на трапезе, а сегодня стали чужими и далекими. Из Евангелия мы знаем, что меч духовный отделяет брата от брата и сына от отца, что людей единит дух, а не плоть и кровь и тем более не человеческие отношения. Нашим прихожанам пришлось убедиться в этом на личном опыте.

Основные чисто житейские последствия выхода из патриархии:

Некоторая маргинализация общины. Мы живем в небольшом селе, и общественное мнение, которое формируется совершенно неграмотными в церковном плане людьми путем слухов и сплетен, иногда может звучать травматично. Потеря статуса официального места воскресных путешествий всех кому не лень у этих всех обрастает массой нелепых домыслов. Раньше было привычно постоянное мелькание незнакомых или полузнакомых лиц в храме, теперь все лица очень сильно знакомы. Минус в плане психотерапевтическом, плюс в духовном.

Есть, конечно, опасность замыкания прихода в небольшой группе, но, во-первых, для катакомбной церкви это не новый страх, во-вторых, мы верим, что рост истинной церкви происходит не за счет случайных прохожих, а за счет ищущих людей, которые узнают о церковной жизни из интернета либо от наших прихожан и придут к нам сознательно и свободно, а не вслепую за психотерапией.

А самое главное – что комсомольско-патриархийный критерий количественного роста должен быть напрочь изгнан из нашего сознания.

МП – не просто официальная церковь, это церковь мира сего. Она – его составная часть для тех, кто ищет чего-то, не понимая еще, чего и Кого. Она есть место подмены церкви двойником, подделкой. Но для искренне ищущих она – полезный этап, стартовая площадка.

Естественно, выход из нее сопряжен с ломкой многих стереотипов и требует определенной адаптации и даже реабилитации, по сути, возвращения к каноническим православным нормам и богослужения, и вообще жизни. Это очень интересно и полезно, мы уже это познали на собственном опыте.

После выхода наша община обрела четкие границы. И вполне четкие ориентиры в вере и жизни. Осталось немногое – стать настоящими христианами, настоящей Церковью Христовой.