Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

ИПЦ в России: Кто есть кто, и как разобраться в буквах А-Б-В-Г-Д


Какие православные церкви есть сейчас в России?

Революция 1917 года расколола Российскую Православную церковь на несколько частей, из которых самыми значительными оказались три:

  1. Официальная церковь, решившая сотрудничать с советской властью (с 1943 года – Московская Патриархия);
  2. Катакомбная церковь в СССР;
  3. Зарубежная церковь (РПЦЗ), которая возникла за пределами России и объединила бОльшую часть эмиграции.

В советские времена Катакомбная церковь и РПЦЗ были физически отделены друг от друга железным занавесом. С конца 1980-х, когда железный занавес постепенно стал исчезать, Зарубежная церковь смогла вновь «вернуться» в Россию. Катакомбная церковь к этому моменту была уже очень немногочисленна.

В результате в России получилось не одно православие, а несколько:

  1. Официальная церковь — Московская патриархия (РПЦ МП);
  2. Церковные группы, имеющие преемство от РПЦЗ, Катакомбной Церкви в СССР или греков-старостильников. Их общее название – истинно-православные церкви (ИПЦ).
  3. Все остальные православные церковные группы, в разной степени примкнувшие к РПЦ МП или к ИПЦ.

Этот обзор посвящен современным ИПЦ в России. Их немало, и они административно разделены. С точки зрения канонов православной церкви такие разделения допустимы — при отсутствии Поместной Церкви епископы равны и не обязаны сохранять административное единство. Об этом говорит, например, известный указ номер 362 Патриарха Тихона, который разрешает епископам существовать автономно и на основании которого была организована также сама РПЦЗ. Большинство ИПЦ в России имеют епископов от РПЦЗ.

Каталог осколков РПЦЗ

Во времена Советского Союза РПЦЗ была настроена резко против Московской патриархии, которую в эмиграции называли «красной церковью». Однако после распада СССР началось сближение РПЦЗ и РПЦ МП. Зарубежники быстро двигались к воссоединению с официальной церковью, но по пути от РПЦЗ начали откалываться разные группы. Это и есть осколки РПЦЗ. В то же время к этим осколкам присоединялись остатки Катакомбной церкви, «люди с улицы» и те, кто решил покинуть РПЦ МП в поисках настоящего православия.

Представляем список осколков РПЦЗ в России в порядке их возникновения.

— 1995 год. От РПЦЗ отделилась РПАЦ (Российская Православная Автономная Церковь, ранее называлась РПСЦ — Российская Православная Свободная Церковь). Ее административный центр находится в Суздале. Глава — митрополит Феодор (Гинеевский). После кончины в 2012 году ее основателя митрополита Валентина (Русанцова) эта церковь постепенно угасает.

— 2001 год. Официальный разворот РПЦЗ в сторону РПЦ МП. В результате — распад РПЦЗ на РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В) . Во главе первой стал митрополит Лавр (Шкурла), который позже увел этот осколок в Московскую патриархию. Во главе второй остался митрополит Виталий (Устинов). От РПЦЗ(В) впоследствии образовалось много новых осколков, о которых речь пойдет ниже.

— 2002 год. От РПЦЗ(В) отделилась РИПЦ (Русская Истинно-Православная Церковь). Сейчас ее номинально возглавляет архиепископ Омский Тихон (Пасечник), но фактически все решения принимает протопресвитер Виктор Мелехов. После смены не одной юрисдикции, ему удалось возглавить церковное руководство в РИПЦ. Центр РИПЦ расположен в подмосковном Димитрове; постановления Синодов этой церкви невозможно найти в открытом доступе. Взаимодействие с этим осколком затруднительно.

— июль 2006 года. РПЦЗ(В) разделилась на РПЦЗ(В-В) и РосПЦ (Российская Православная Церковь). Во главе РПЦЗ(В-В) (которую по традиции часто продолжают называть РПЦЗ(В)) сейчас стоит епископ Владимир (Целищев). Центр ее сместился из США, где живет епископ Владимир, в Киев — к коммерчески успешному и активному епископу Алексию (Пергаменцеву). Что касается РосПЦ, то она разделилась на несколько частей, о которых речь пойдет ниже.

— ноябрь 2006 года. От РПЦЗ(В-В) отделился протоиерей Вениамин (Жуков) и увел с собой епископа Антония (Рудея). C этим епископом он самостоятельно рукоположил себе еще епископов, образовав совсем маленькую РПЦЗ(В-Ж) . Ее центр — в Париже, где живет о.Вениамин (Жуков), но из-за единоличной хиротонии каноничность этого осколка вызывает большие сомнения.

— май 2007. РПЦЗ(Л) вошла в РПЦ МП, превратившись в РПЦЗ МП. При этом от нее отделился епископ Агафангел (Пашковский). С помощью греческих киприанитов он рукоположил других епископов и образовал РПЦЗ(А) . Киприаниты занимают промежуточную позицию между ИПЦ и МП, а в самой РПЦЗ(А) неофициально разрешается причащение в РПЦ МП, так что эту церковь вряд ли можно отнести к истинно-православным. Ее центр находится в Одессе, где живет митрополит Агафангел.

— июнь 2007 года. РосПЦ разделилась на две части. Первую из них — РосПЦ(А) — возглавляет живущий в США митрополит Антоний (Орлов). В этой группе считается нормальным симпатизировать Гитлеру; некоторые клирики всерьез разделяют его учение. Вторая часть называется РосПЦ(Д) ; ее возглавляет митрополит Дамаскин (Балабанов), он придерживается строго монархических взглядов и открыто выступает в защиту имяславия.

— ноябрь 2008 года. На базе РПАЦ образовалось Архиерейское совещание (АС РПАЦ), не признанное в Суздальской РПАЦ. Его председатель — епископ Григорий (Лурье), центр распределен между Санкт-Петербургом и Мятлево Калужской области. АС РПАЦ признает таинства всех других осколков РПЦЗ, исповедующих правую веру. В июне 2016 года АС РПАЦ и РосПЦ(Д) официально установили взаимное общение.

— декабрь 2009 года. От РосПЦ(А) отделился архиепископ Виктор (Пивоваров), образовав небольшую РосПЦ(В) с центром в Славянске-на-Кубани. Он так и остается единственным епископом своего осколка. Владыка Виктор пишет много статей на церковно-политические темы, интересуется инопланетянами и страдает из-за того, что враги регулярно облучают его из разных углов помещения.

— декабрь 2014 года. От РПЦЗ(А) отделились группа под предводительством братьев Алферовых — епископа Дионисия и священника Тимофея. Так образовалась РПЦЗ(А-Д) . Причины отделения связаны с политикой. В этой церкви распространены идеи киприанизма, то есть так называемого среднего пути между экуменизмом и православием.

— октябрь 2015 года. РПЦЗ(В-В) смогла расколоться сразу на три части. От ядра РПЦЗ(В-В) отделился епископ Анастасий (Суржик), оставшийся автономно (его можно обозначить как РПЦЗ(ВВА) ), и группа епископа Мартина (Лапковского). Она выбрала своим первоиерархом австралийского митрополита Филарета (Семовских), образовав РПЦЗ(ВВФ) . Это небольшая и очень политизированная группа, некоторые ее лидеры исповедуют имяборчество. Их центр находится в Истринском районе Московской области.

— ноябрь 2015 года. Епископ Стефан (Сабельник), живущий в США, прервал административное подчинение Синоду РИПЦ и вместе со своей епархией перешёл на акефальное положение. В марте 2016 года под его омофор ушла примерно половина клириков РИПЦ. По аналогии с другими группами можно назвать их по первой букве имени епископа – РИПЦ(С) .

— июнь 2016 года. Начался раскол в РПЦЗ(А). От нее отделяется американский архиепископ Андроник (Котляров), которого поддерживает архиепископ Софроний (Мусиенко) из Новгородской области. Возможно, скоро мы услышим о появлении РПЦЗ(А-А) .

Другие ИПЦ в России

Помимо осколков РПЦЗ в России есть другие, еще более мелкие церковные группы.

  1. HOCNA — Святая православная Церковь в Северной Америке с центром в Бостоне. В этой церкви официально исповедуется имяславие и исторически есть сильная связь с греческими старостильниками. В России у HOCNA есть два небольших прихода без священников.

  2. Несколько групп греков-старостильников, минимально представленные в России. Самые известные из них: хризостомовский синод (имяборцы),ламийский синод, две разных группы матфеевцев.

  3. ИПЦ(Р) – большая разношерстная группа под руководством митрополита Рафаила.

  4. Экуменические и обновленческие церковные группы: АПЦ (Апостольская православная церковь), УАПЦ(о) (Украинская Автокефальная Православная Церковь) и др. Из известных деятелей к ним принадлежат журналист «Радио Свобода» отец Яков Кротов и историк Лев Регельсон, а ранее принадлежали о. Глеб Якунин и Валерия Новодворская.

А дальше?

Будут ли осколки РПЦЗ крошиться и дальше? Если только чуть-чуть. Похоже, что процесс дробления достигает своего предела. Люди устали от ненужной войны и уже плохо помнят, из-за чего поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Сейчас началось сближение некоторых единых в вере осколков. В июле 2016 года установили общение РосПЦ(Д) и АС РПАЦ. Ведутся и другие переговоры о сближении. Можно просто признавать таинства друг друга, не создания общего Синода. Если осколок РПЦЗ считает себя самым истинным, не признавая других, тот вряд ли он сохранится через одно-два поколения.

Монахиня Ксения (Митренина),

"ОСТРОВА", 29 июля 2016 г.