Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Катехизация как необходимость

Доклад на пастырском семинаре духовенства Калужской епархии 2 мая 2011 г.

Разговоры о необходимости катехизации перед Крещением идут давно. Не знаю, согласятся ли со мной достопочтенные отцы, но этот вопрос – один из важнейших в жизни Церкви.

Мы все стали свидетелями внешнего возрождения церкви и церковной жизни. Мы видели, как за последние 20 лет открывались храмы, монастыри, семинарии. Как рукополагались во множестве священнослужители, как умножалась паства. Все это не может не радовать, но есть одно «но». И все мы прекрасно об этом «но» знаем.

Крестили мы за эти годы в масштабах страны – миллионы. Сколько же людей должно быть у нас в храмах? Хотя бы на большие праздники?

Сводки ГУВД по 2011 году, дают цифру по Москве - 292 000.

Т.е. в Пасхальные дни храм посетил только каждый 30-ый русский житель  Столицы (я специально считал не от общего числа, а от количества русских). Это значит 3,3 %.

И это на Пасху, когда народ не помещается в храмы, когда в храмах полно людей, которые больше в течение года в храм не придут, которые не постятся, не молятся и вообще церковной жизнью не живут.

Можно представить, сколько у нас людей в храмах в обычные воскресные дни. Вообще церковных людей в стране чуть больше процента. Это на фоне полного крещения всех «этнических русских». И эта тенденция усиливается.

Меду тем пик интереса и моды на православие давно схлынул. Более того, положение Церкви, в плане отношения к ней обычных «среднестатистических» россиян ныне близко к критическому. Рейтинги, если такое слово применимо к Церкви, падают катастрофически и не год от года, а месяц от месяца. Ругать Церковь стало хорошим тоном почти на всех Интернет-ресурсах. На любом новостном сайте, любая новость о Церкви неизменно вызывает бурю негативных комментариев. И оставляют их не иноверцы, а те самые крещеные нами люди, которых мы не катехизировали. Можно сказать, что уже выросло поколение людей не просто индифферентных к Церкви, но потенциально враждебных. Это во многом напоминает ситуацию начала 20-го века. Чем закончилась та ситуация, мы знаем.

Причин всему этому много, но в рамках этого доклада нет смысла все их перечислять. Одна из весомых причин - наши миллионные Крещения. Вернее, их неправильность.

Мы отступили от правильной, канонической практики подготовки к Крещению. Мы десятилетиями игнорируем голос Святых Отцов. Этот путь не может нас не привести к провалу, возможно, по разрушительности не уступающему 17-му году.

Нечто подобное непременно нас ждет, если мы срочно не исправим ситуацию пока не поздно (дай Бог, чтобы уже не было поздно), если мы не вернемся к Святоотеческим принципам и правилам Церковной жизни. И не только по причине циркулярного письма Митрополита, а сами по своей пастырской совести.

Катехизация взрослых

Хочу напомнить, что катехизация перед Таинством Крещения – не есть какое-то нововведение. Разговоры о том, что, дескать, давно уже крестим без подготовки и это уже традиция – совершенно безосновательны. Катехизация в Церкви была всегда и никогда никакой Святой Отец или Церковный Собор ни высказывался против нее.

Не все обычаи должно почитать: "Обычай без истины - только древнее заблуждение" – писал счщмч. Киприан Карфагенский.

Необходимость подготовки к Крещению совершенно ясно озвучена Самим Господом: «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». 

Совершенно однозначно Господь говорит о том, что научение предшествует Крещению, а повеление учить повторяется дважды.

Во времена гонений Русская Церковь была насильно лишена возможности проповеди и катехизации. Сам факт принятия Крещения часто был актом исповедничества. Но это совсем не значит, что теперь, получив свободу, мы должны продолжать нарушать Церковные Каноны и продолжать порочную практику, порожденную богоборческим режимом.

Канонические правила

Есть ли канонические правила, которые говорят об обязательности катехизации перед Таинством Крещения? Их предостаточно:

2 правило I Вселенского Собора говорит о следующей порочной практике, которая, очевидно, имела место в те времена:

«...людей, от языческаго жития недавно приступивших к вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят; и тотчас по крещении возводят в епископство, или пресвитерство: посему за благо признано, дабы впредь ничего такового не было. Поелику и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание.».

Вальсамон, толкуя это правило, однозначно утверждает: «...ни один неверный не допускается до крещения прежде довольного научения вере, потому что при сем нужно время для испытания. Того, кто поступает несогласно с сим, правило повелевает извергать».

О необходимости проявления усердия в вере перед Крещением говорит 45 правило Лаодикийского Собора: «По двух седмицах четыредесятницы не должно принимати к крещению». В древности подготовке к Крещению был посвящен весь Великий пост. Это правило запрещает принимать на подготовку тех, кто пропустил первые две седмицы. Комментарии Книги правил разъясняют: «Кто сначала четыредесятницы, или по крайней мере в течение двух первых недель ея, не изъявил решительного желания принять крещение и не начал готовиться: того правило не позволяет принимать к крещению в сию четыредесятницу, а ожидать дальнейшаго усмотрения его усердия в вере».

7 правило II Вселенского Собора указывает на точный порядок, по которому нужно принимать людей в Церковь, и предписывает: «В первый день делаем их христианами, во вторый оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».

46 правило Лаодикийского Собора требует не просто обучать людей вере, но и постоянно проверять, правильно ли они ее усваивают:

«Крещаемым должно изучати веру и в пятый день седмицы давати ответ епископу или пресвитерам». В толковании на сие правило Зонара отмечает: «А повелевает оно, чтобы просвещаемые, то есть, готовящиеся к просвещению и оглашаемые, изучали таинство веры и в пятый день каждой седмицы давали ответ епископу или пресвитеру, что узнали в течение седмицы. Это бывает для того, чтобы не был кто крещен, не быв посвящен в наше таинство, и, как не утвержденный, не был похищен еретиками».

Правила указывают на необходимость изучения веры даже теми, кто был крещен в смертельной опасности без подготовки, но избежал смерти. 47 правило Лаодикийского Собора: «В болезни приявшим крещение и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко Божественнаго дара сподобилися». Аристин так толкует это правило: «Кто приходит в церковь с тем, чтобы креститься, тот должен изучать веру..., ибо не должно крестить их тотчас и прежде, чем открыта будет им вера. Кто болен и ищет креститься, должен быть крещен; потом, востав с одра болезни, он должен изучать веру и познавать, что сподобился божественной благодати».

Мотивы Крещения

Многие утверждают, что если человек декларирует свою веру во Христа и выражает желание принять Крещение, это уже делает его готовым к Таинству. Следовательно, готовить тут уже нечего, остальное, дескать, Господь Сам управит.

К сожалению, в наше время утверждение человека о том, что он «верит во Христа» совершенно не означает не только то, что это православный человек, но даже и то, что он верит именно во Христа – Бога, пришедшего во плоти. Любой оккультист в наше время заявит, что он любит Христа больше всех христиан.

Так же и желание принять Крещение может быть мотивировано совершенно недуховными причинами: модой, традицией, болезнью и т.д. вплоть до желания зарядиться духовной энергией перед походом к экстрасенсу.

При подготовке к Таинству Крещения необходимо начать разговор с желающим его принять именно с выяснения мотивов. Надо сказать, что и канонические правила этот вопрос считают важным.

Это видно из 12-го правила Неокессарийского Собора. Оно запрещает рукополагать в священный сан того, кто был крещен в болезни:

«Аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды: разве токмо ради после открывшейся добродетели и веры и ради скудости в людях достойных». Аристин поясняет так: «Кто пожелал крещения не по требованию какой-нибудь нужды, тот, поелику оно может омыть всякую душевную скверну, может быть производим и во пресвитера и в епископа.... А крещеный по причине болезни, как пришедший к просвещению не по произволению, но по нужде, не иначе может быть принят во священство, как если будут содействовать тому два обстоятельства - скудость в достойных людях и его подвиги после крещения».

Это то, что касается взрослых людей, принимающих Таинство сознательно. Крещение таковых без научения есть каноническое преступление. Священнослужитель, если совершает таковое, должен знать, что он нарушает Соборные решения Церкви, противится Святоотеческой традиции и теперь уже – нарушает прямое благословение своего правящего Архиерея.

Крещение младенцев

Все вышесказанное касается и Крещения младенцев, с той разницей, что катехизироваться должны родители младенца и крестные.

Церковь никогда не крестила детей в языческих семьях или в семьях людей, отпавших от нее. Большинство нынешних «крещеных» православных по сути являются таковыми. Они отпали от Церкви или, точнее, никогда в нее по настоящему не входили, так как не разделяют сознательно ее веры, ее жизни и не участвуют в ее Таинствах.

Поэтому прежде крещения детей, необходимо не просто катехизировать, но желательно и воцерковить их родителей и крестных.

Мы не можем попускать даже родителям окрадывать ребенка самой страшной кражей: похищать у него Дар, данный Самим Богом. А именно это происходит, когда мы отдаем новокрещеного в руки неверующих и невоцерковленных родителей и крестных. Полученная святыня кладется под спуд безбожного воспитания, зерно Новой Жизни попирается, как брошенное при дороге мирской жизни.

Крестными могут быть не просто крещеные люди, а лишь те, кто сам преуспел в церковной жизни и может научить другого. Как может учить тот, кто сам не знает? Как покажет дорогу тот, кто не сделал и шага?

Нельзя также допускать становится восприемниками при Таинстве Крещения людей, отпавших от Церкви неприятием Православной веры, неучастием в ее Таинствах, не умеющих правильно прочитать Символ Веры и живущих в смертных грехах (имеется в виду столь модный ныне «гражданский брак» - попросту – блудное сожительство).

Порядок огласительных бесед

Циркулярное письмо предусматривает две катехизические беседы как минимум. В них должны быть изложены самые основы веры, минимальные знания евангельской истории, основы духовной жизни. После первой беседы желательно раздавать материалы для того, чтобы человек перед второй беседой мог что-то изучить самостоятельно.

После Крещния необходимо снабдить крещеного минимальным набором духовной литературы: Евангелием, молитвословом, желательно какой-либо книгой или диском об основах духовной жизни.

В случае решительного отказа от оглашения допускать к Крещению отказавшихся нельзя.

Церковь – не бюро ритуальных услуг, а раздаятельница Даров Духовных. Ее цель - не обеспечить спрос и извлечь выгоду, а сделать человека достойным и способным эти Дары принять.

Плата за Крещение

Позорнейшим и совершенно недопустимым явлением является сохранение в отдельных храмах фиксированной платы за Таинство Крещения.

Я прошу правильно понять мои слова. Я не против самого факта пожертвования за Крещения, а против взимания фиксированной суммы.

Правило 23 VI Вселенского Собора гласит:

«Никто из епископов или пресвитеров, или диаконов, преподая пречистое причастие, да не требует от причащающагося за таковое причащение денег, или чего инаго. Ибо благодать не продаема: и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Аще же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого либо рода воздаяния от того, кому преподает пречистое причастие: да будет извержен, яко ревнитель Симонова заблуждения и коварства».

Поскольку в Крещении и других Таинствах так же подается освящение Духа, толкователи распространяют это правило на все Таинства.

Действительно, сложно вообразить апостола Петра, требующего денег за крещение от Корнилия сотника или Симона волхва, или апостола Павла, вывешивающего где-нибудь в Эфесе прейскурант цен за Таинства… 

Более анти-миссионерского явления, чем фиксированные цены за Таинства, просто сложно вообразить.

Участие мирян в катехизической подготовке

Катехизацию совершенно не обязательно проводить лично священнослужителям. Главное – наладить ее механизм. В определенный день в храме собираются желающие принять Крещение, родители и крестные. Учиненный катехизатор или священнослужитель проводит занятие. Через какое-то время – следующее. В установленный день совершается Крещение. Так, например, уже много лет обстоят дела в Юхнове.

В городах, где храмов несколько, целесообразно централизовать катехизическую подготовку – проводить ее совместными усилиями в одном месте, а Крещение совершать в разных храмах. Так, например, уже много лет происходит в городе Малоярославце.

Методические пособия

Пока методическое пособие по катехизации находится в стадии доработки. Но каждый священник, несомненно, может использовать свои знания и опыт для самостоятельного катехизирования.

Объяснить основы веры и духовной жизни совсем несложно. Это будет полезным не только для крещаемых, но и для самих катехизаторов. Любая беседа с людьми, живое общение с будущими прихожанами всегда приносит пользу.

Следует избегать формализма в проведении катехизации. Надо помнить, что именно в этих беседах, в их качестве и есть самое настоящее пастырство.

Что может быть для священника выше этого служения: люди пришли в храм, ко Христу. Вот он - самый важный момент: надо рассказать им о Христе, о спасении, о Церкви. Не для этого ли мы все призваны в священническое служение?

Объявления о катехизации

Необходимо разместить объявления о катехизических беседах при храмах, возможно, присовокупив цитаты из вышезачитанного циркуляра. Это поможет и людям заранее рассчитывать свое время и избавит священников от лишних объяснений.

А объяснения неизбежны, т.к. основная масса нашего общества не готова смотреть на Церковь как-то иначе, чем как на бюро ритуальных услуг. Отказ в услугах по каким-то непонятным для обывателя «духовным» соображениям, вполне возможно, будет воспринят как нарушение незыблемого закона рынка: «я плачу – ты делаешь».

Придется некоторое время ломать обывательскую психологию, внедрять в сознание людей мысль, что Церковь – не лавка, в ней далеко не все можно купить за деньги.

Со временем это, несомненно, принесет благие плоды. Необходимо сделать этот решительный шаг. Это - вопрос нашего духовного выживания.

2 мая 2011 г. г.Калуга игумен Игнатий (Душеин)