Калужская епархия Истинно-Православной Церкви
Продолжаем публиковать синаксари Постной Триоди в русском переводе. Они включены в службу утрени и должны читаться после шестой песни канона. В прошлые недели читались синаксари о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о страшном суде, об Адаме в раю и о Григорие Паламе.
Кресту вся земля да поклонится; Имже познала Тебе покланятися, Слове
Крест на обратной стороне иконы. Синай, Египет.
Сегодня, в третье воскресенье Святого поста празднуем поклонение Честному и Животворящему Кресту, и вот по какой причине. Во время сорокадневного поста и мы некоторым образом распинаемся, умерщвляемые нашими страданиями, и чувствуем горесть, унывая и ниспадая. И вот, предлагается честный и Животворящий Крест, как бы утверждая нас и освежая, и напоминая о страстях Господа нашего Иисуса Христа, и утешая. Если Бог наш нас ради распялся, сколько подобает нам Его ради трудиться! И Крест облегчает наши труды тем, что представляет нам Владычни скорби и напоминает о надежде на славу Крестную. Как Спаситель наш, взойдя на Крест, прославился в бесчестии и горести, так подобает и нам делать, чтобы сопрославиться с Ним, хотя бы пришлось терпеть нечто неприятное. И как люди, проходящие долгий и трудный путь и утомившиеся, если найдут где развесистое дерево, дающее прохладную тень, немного посидев под ним, отдохнут, и, как бы помолодев, отправляются дальше, так и теперь, посередине времени поста и многотрудного пути и двойного поприща, насаждено Святыми Отцами воспоминание о Живоносном Кресте, который подает нам, усталым, отдых и прохладу, снаряжает и препоясывает нас для дальнейших трудов. И как при Царском пришествии сначала вносят знамёна и скипетры, потом и Владыка приходит, радуясь о победе и веселясь, а вместе с ним веселятся все подвластные, — так и Господь наш Иисус Христос, желая как можно скорее явить победу над смертью и со славою восстать в День Воскресения, предпосылает скипетр Свой, Царское Знамя, — Животворящий Крест, наполняющий нас многой радостью и бодростью, и делающий нас, насколько возможно, готовыми принять и Самого Царя, и восхвалить Его, шествующего в преславном торжестве.
И это сделано в среднюю седьмицу Святой Четыредесятницы, потому что горькому источнику Мерры подобен Святой Пост из-за сокрушения и случающихся нам от пощения горечи и разленения (уныния). И как божественный Моисей вложил в середину горького источника дерево и сделал источник сладким, так и Бог, проведя нас через мысленное Чермное море, избавив от фараона, — животворящим Древом Честного и Животворящего Креста услаждает горечь, случающуюся от Четыредесятницы из-за пощения. И утешает нас, проводя нас через пустыню, пока не приведет Своим Воскресением к мысленному Иерусалиму, который есть Царствие Небесное. И поскольку Крест называется Древом Жизни, и воистину – таков, а то дерево росло посреди Рая, божественные отцы благоразумно насадили Крестное Древо посреди Святой Четыредесятницы. Напоминают они нам этим и про Адамово вкушение плода, и одновременно изображают его восстание благодаря Древу нынешнему, – поистине вкушая от сего Древа, мы уже не умираем, но оживаем.
Того силою, Христе Боже, и нас сохрани от искушений лукавого, и божественным Твоим страстям и живоносному Воскресению поклонитися сподоби, четыредесятодневное с легкостью пройдя поприще, и помилуй Нас, яко Един Благ и Человеколюбец, аминь.
Перевел Сергей Суворов; под ред. Островов.
Изображения: ruicon.ru