Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Неделя 3-я по Святой Пятидесятнице

Главная заповедь

Сегодня мы начинаем обычный круг Евангельских чтений. Мы как бы вступаем  снова в период годовых Церковных поучений. С чего же начинает Церковь этот наш путь? Какие поучения готовит она нам в начале?

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

У человека есть особый «орган» познания. Это не глаза и не уши. Все наши органы чувств не обрабатывают информацию. Они просто передают сигналы в некий центр. В Евангелии и у Отцов этот центр называется духом, сердцем или внутренним оком, как в нынешнем поучении Господа.

Итак, внутреннее око – наш инструмент познавания мира. Он есть у всех, но у всех он в разном состоянии. Оказывается, человек сам формирует состояние этого инструмента. Мы можем сами либо замутить и даже ослепить свое око, а можем очистить. Состояние внутреннего ока определяется нашей жизнью: грехами, страстями, мыслями, тем, что мы читаем или слушаем.

Человек сам настраивает прибор, которым видит все: себя, мир, Бога. Он может так испортить этот прибор, что все будет выглядеть кошмарно и мы это часто видим в искусстве. Смотришь порой фильм и думаешь: все ли в порядке с головой у автора? С головой может и в порядке, а вот внутреннее око превратилось в испачканную тряпку.

 Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Любой человек воспринимает мир в меру собственной изуродованности или освященности. И если твое внутренне око – тьма, то для тебя и весь мир – тьма. Для тебя и свет – тьма.

Или же наоборот: человек так может себя очистить, что весь мир будет прекрасен. Не просто все будет казаться прекрасным, как через розовые очки – это состояние называется прелестью. Не только субъективное восприятие мира у чистого человека радостное. Мир вокруг такого человека реально становится прекрасным. Потому что прекрасен мир внутри его.

Так видели мир и таким делали мир святые. Господь говорит о том, мы должны помнить об опасности замутнения своего внутреннего ока, что мы должны очищать свое сердце. Ничто не проходит бесследно для нас: никакое услышанное слово или увиденное изображение. Все откладывается и дает свои последствия.

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Еще одно свойство нашей природы – иерархичность стремлений. Человек всегда на что-то нацелен в первую очередь. Для человека всегда есть что-то главное. И мы не можем быть нацелены на несколько предметов одновременно. Беда, если наши стремления нацелены не туда куда надо.

Мамона – это не просто идол наживы. Это совокупное обозначение всего того, куда наша душа может устремиться вместо Бога. Это образ подмены.

Мамоной может стать пища, алкоголь, плотские удовольствия, деньги, комфорт, слава, власть... Даже самые близкие люди, если они любимы не в Боге – мамона. Потому и сказано: враги человеку домашние его.

Что такое идол? Это то, чему наше сердце отдано больше, чем Богу – а это значит, что в нас идет служение мамоне.

Как врачуется эта болезнь?

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? …

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Необходимо выстроить правильную иерархию стремлений. Главное - Царство Божие и правда Его. Сознательное следование этой заповеди – самое первичное, основное в духовной жизни. Без этого все остальное: молитва, пост, Таинства – теряют устойчивость. Очевидно, поэтому Церковь и предлагает это Евангельское чтение в начале годовых поучений. Это – главная заповедь Евангелия.

Устремление к Богу и упование на Него не оставляет места мамоне. Без этого устремления – все бессмысленно. Кто не раб Богу – тот раб Мамоне. Других вариантов нет.

Станем рабами Бога: это - очень почетное звание.

2011 г. Игумен Игнатий (Душеин)