Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Неделя 4-я по Святой Пятидесятнице

Вера сотника

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Конечно же, суть истории не в том, что Христос одним словом исцелил слугу сотника, а в тех словах, которые Он сказал. Здесь слова важнее действий, так как они открывают нам нечто, ради чего это событие и удостоилось быть записанным в Евангелие.

Господь не нашел в Израиле должной веры. Израиль – это не просто избранный народ, народ с истинной верой. Израиль – это Церковь. В то время это Церковь Божия.

Вера – не просто убежденность в Божием бытии или даже в Его всесилии. Это специфическое духовное состояние, которое должно наличествовать в Церкви.

Господь произносит суд о Своей Церкви: в ней нет того, что в ней должно быть. Это грозный приговор. Его последствия страшны: сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Сотник – представитель языческого мира и в нем, по непонятным пока нам причинам обретается то духовное состояние, которое должно быть в Церкви. А это значит, что Израиль скоро Церковью быть перестанет, а сотник и ему подобные – в Церковь войдут: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном.

Что же это за особое состояние веры? Что в сотнике увидел Христос?

Во-первых, сотник просит не за себя, а за ближнего. За слугу. Мы не встречаем больше в Евангелии случаев, когда ко Христу приходят с просьбами не родственники. Всегда или отец, или мать, или родные просят за своего. А тут хозяин пришел просить за прислужника. Несомненно, этот факт указывает на очень важное: сотник способен к вышеестественной любви. И не только к родственной – к ней способны почти все люди и даже животные. Кошка любит и защищает котят, птица может, подвергая себя опасности, уводить хищника от гнезда.

Сотник любит ближнего, причем того, кто ниже его, кто ему подчинен. Это сострадательная, жертвенная любовь.

Именно любви Господь не нашел в Израиле. Именно любовь будет основой Его Церкви.

Далее: Господь откликается на такую любовь и говорит: Я приду и исцелю его. Но тут сотник произносит: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Это, по сути, исповедание своего смирения и благоговения. Сотник видит себя не просто грешным, но вообще нечистым. Он знает обычаи иудеев: язычник не может принять иудея в доме. И сотник согласен со странными для язычников законами этого народа, который его соплеменники поработили, угнетают и презирают.

Вспомним, что надменные фарисеи, дерзостно приглашая Христа в свои дома, отказывали в обычном традиционном гостеприимстве тех времен.

Кроме любви, сотник имеет еще и смирение. Без смирения вера может послужить только осуждению. Верой без смирения осудился фарисей, такую веру имеют и бесы.

Смирение утратил Ветхий Израиль. Смирение станет духовным фундаментом жизни Церкви Христовой.

Что же еще особенного в вере сотника?

Он выразил уверенность, что Господу не надо никуда идти для исцеления его слуги: но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой.  Христу достаточно сказать слово - и все сбудется – так верит сотник. Это то, во что не смогли поверить иудеи. Они так и не смогли познать в Нем Мессию. Слишком много стереотипов было у них.

Кто для них был Иисус из Назарета? Человек не их круга. Без образования, конкурент на религиозном поле. Смутьян, неформал, выскочка. Друг мытарям и грешникам. Чудотворцем Он был для них в последнюю очередь. Только это заставляло их воспринимать Христа всерьез. Они не могли отрицать факты многочисленных чудес, но  и не могли признать его Божиим Посланником. Они не могли смириться с тем, что Мессия может быть вот таким…

Для Израиля Христос был сначала непонятным человеком, а потом уже чудотворцем. Для сотника Он был просто Чудотворцем – человеком от Бога. Остальное его не интересовало. У него ко Христу было чистое, простое, детское отношение. Он не был обременен иудейскими штампами и национальными преданиями

Любовь, смиренное благоговение, детское принятие Христа – вот те качества, которые должна иметь настоящая Церковь. Если мы это имеем – мы Церковь. Что будет, если мы утратим это?

Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

2011 г. Игумен Игнатий (Душеин)