Калужская епархия Истинно-Православной Церкви
Люди и бесы – братья навек?
И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
Евангелие от Матфея 28 зачало. Гл. VIII ст. 28 – гл. IX ст. 1.
Степень отпадения от Бога у разных существ, людей и бесов, различная. Бесы отпали решительно и бесповоротно: для них само появление Христа – страдание.
Для них Бог – источник боли: ты пришел прежде времени мучить нас. Мы недоумеваем: кого мучает Христос? Разве в Евангелиях есть такие случаи? Да и бесам Он пока ничего не сделал – только пришел. Оказывается, и этого достаточно. Находиться рядом с Богом, быть в Его присутствии – для некоторых уже это само по себе сложно. А для некоторых мучительно.
Но страдают от появления Христа не только бесы. Люди тоже чувствуют себя некомфортно: всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
Ущерб, конечно, невелик. Да и свиней держать как бы некошерно. Но ведь жалко добра-то. Да дело и не в свиньях. Свиньи – только начало и жители это хорошо поняли.
Посещение Божие, присутствие Бога - это же не иконку на стену повесить. И перед иконой-то грешить неудобно, хочется прикрыть ее от срама или спрятать на время.
А как прикажите жить постоянно в присутствии Бога, если в собственной совести мы понимаем, что живем неправильно? Поэтому жители принимают в некоторой степени честное, хотя и пагубное решение: И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
Быть с Богом для них еще не страдание, как для бесов, но уже и не радость – как для ангелов. Человек как всегда посередине и в состоянии выбора. Он может уподобиться и тем и другим. Жители земли Гергесинской выбирают сторону бесов. Их движение в духовном измерении - движение в одну сторону с бесами – от Бога.
Жители земли Гергесинской… А какой земли мы жители?
Падший человек не приемлет Бога, избегает Его близости. Это началось после первого греха: Адам пытался скрыться под кустом. И до сего времени мы всячески вытесняем Бога из своей жизни, заполняя ее суррогатами, сооружая новые и новые кусты. Мы преуспели в этом.
Чтобы заглушить внутреннюю пустоту и ее следствие - тоску – люди многое придумали. У нас шоу-бизнес, кино и видеоиндустрия. У нас ТV, телефоны и компьютеры. Мы в постоянном развлечении. Самим с собой нам мучительно. Даже наедине с собой. Можно представить, каково нам будет, если рядом будет величийшая Святыня, в свете которой каждый увидит свои неправды?
А если это будет длиться вечно? Тогда нам счастливыми покажутся гадаринские свиньи: они хоть мучились недолго.
Выйди от пределов наших – говорим мы Богу своей жизнью. Пределы, которые мы считаем своими – наше сердце, в котором мы пасем своих свиней – грязные мыслишки и нечистые желания. Мы вскармливаем их всю жизнь, меняя на них Бога.
Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. Господь наш тих и кроток. Он не скандалит и не обличает отступников. Он тихо садится в лодку с учениками – Своей Церковью и отплывает в Свой город. А мы остаемся здесь. Довольные, со свиньями. И с бесами, которых теперь уже некому изгонять.
2011 г. Игумен Игнатий (Душеин)