Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Неделя о блудном сыне

Главное откровение об Отце Небесном

Первая подготовительная неделя давала нам возможность настроиться на нужный лад. Нам был показан образ правильного самовоззрения, правильного духовного устроения – мытарь. И было сделано серьезное предостережение: показан фарисей – человек, живущий во лжи, в мире иллюзий о себе, в состоянии прельщения – говоря языком православной аскетики.

Сегодня мы читаем одно из важнейших мест Евангелия. Притчу о блудном сыне. Это история о всем человечестве и о каждом из нас. В ней и наш диагноз, и призыв к покаянию, и указание пути, и откровение об Отце Небесном.

В начале притчи как бы невзначай говорится о младшем сыне, попросившем наследство у отца: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. Повествование уходит дальше, но нам стоит остановиться и задуматься: сын просит наследство у живого отца, как бы у уже умершего. Печальное зрелище.

Далее мы видим свой диагноз:

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Страна далекая – наше состояние удаленности от Бога.

Утраченное имение – ум, чувства и воля. Все это мы утратили – не над чем теперь не хозяева. Наши собственные мысли и чувства не слушаются нас. Все свои богатства мы заложили в ломбард «лукавых граждан».

Голод в далекой стране – естественная реакция еще живой души на утрату самого главного. Удалившись от Бога, мы удалились от жизни. Мы стали мертвы, так как удаление от жизни есть смерть.

Житель страны удаленной от Бога – сатана, князь мира сего. Он подбирает в свое рабство тех, кто отдалился от Отца Небесного.

Свиньи, которых пас блудный сын – символ пресмыкания в греховных делах, в нечистых страстях, в грязных пороках.

Свиной корм, которым блудный сын пытался перебить глад по Небесному Отечеству – это то, что мы ежедневно черпаем от мира сего: его информация, его экраны и газеты, его суррогатное наслаждение, его празднословие, его безрадостное судорожное веселье.

Слово Божие универсально для всех времен. И сейчас - все, как тогда.

Мы видим, как Господь описывает путь покаяния:

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Сначала сын приходит в себя – разум начинает возвращаться на должное место. Он был низвержен страстями и постыдно прислуживал похотям. Но теперь он обретает свое место руководителя. Сын начинает думать. Впервые, очевидно, за долгое время.

И тут же разум, – который нам дан Богом для руководства к спасению – выстраивает ясную мысль: «почему я здесь умираю с голода, если у отца наемники едят хлеб в избытке?». Простая мысль – где она была раньше? Это первый этап покаяния – работа разума.

Встану, пойду к отцу моему - в этих словах слышится решимость, это воля включается в процесс покаяния.

Потом пробуждается совесть, она вносит свои коррективы в образ мыслей блудного сына. К отцу теперь уже нельзя прийти как к отцу. Ведь сын, по сути, отрекся от него, объявил мертвым – взяв наследство при жизни.

Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Покаяние уже овладело всем существом сына, но этого оказывается мало.

Этот момент очень важен, так как мы часто на этом этапе и останавливаемся. Признаем себя грешниками, решим про себя, что надо исправляться, каемся и смиренничаем мысленно, а до дела не доходит.

Сын же, как образ совершенного покаяния, совершает завершающий этап труда – покаяние делом. Труд покаяния. Подвиг.

При слове подвиг нам вспоминается Матросов и амбразура. Но подвиг – это любой труд. Это то, что нас двигает к Богу. Это наше усилие. Без подвига нет движения.

Подвиг блудного сына изображен так: Встал и пошел к отцу своему.

В этих действиях встал и пошел – символика восстания от греха и движения к Богу. Как можно двигаться к Богу? Только одним способом – путем заповедей.

Встать – значит перестать грешить. Пойти – значит направить себя на путь заповедей.

Только тогда Отец выбегает навстречу сыну. Именно после этих действий кающегося  говорит Он, что сын был мертв грехом и ожил покаянием.

Последняя часть притчи – откровение. Новая благая весть о Боге. Это откровение уникально, ничего подобного мы не встретим в других учениях о Божестве. Никто никогда не употребил таких выражений по отношению к Всевышнему. Только Он Сам мог себе позволить такие слова: отец побежав, пал ему на шею и целовал его.

Невозможно и неприлично нам, грешным и неочищенным, не вступившим даже на путь мысленного, а не только деятельного покаяния, постичь глубину этого откровения. Как понять то, чему дивятся и высшие Небесные чины – в образе старшего брата? И их чистому уму непостижимо то, что делает ради нас Господь.

Ведь слова эти Он говорит, находясь на земле. Это Он Сам о Себе говорит. Он снисшел из Своей надмирности и недосягаемости. Он выбежал навстречу своему заблудшему сыну – человеку. Он принимает покаяние возвращающихся.

Сотворим грядущим Великим Постом достойные плоды покаяния. И не в течении только Великого Поста, а всю жизнь будем биться за свою душу. Претерпевая подчас поражения от своих страстей и страстишек, подогреваемых невидимыми врагами нашими, всегда готовыми дать на прокат, а то и вовсе «подарить» нам свои богопротивные качества. Сокрушаясь, снова и снова со слезами припадая ко Господу, будем бороться так всю жизнь. И Господь по милосердию своему откроет и нам Свои объятия.

 

2011 г. Игумен Игнатий (Душеин)