Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Неделя о Фоме

Блаженны не видевшие, но веровавшие

Сегодня неделя о Фоме. Мы слышим Евангелие: Блаженны не видевшие но верующие – говорит Господь апостолу Фоме. Это очень важные слова.

Вера – это чудо. Это не состояние ума или психики. Это состояние духа, сверхъестественное состояние человеческого естества. Веру возжигает огонь особый, не плотской, не эмоциональный, не игра нервных окончаний – огонь Небесный. Это и есть тот самый Благодатный огонь, который не обжигает, но живит.

Чем неверующий отличается от верующего? Там, где для одного тупик, для другого взлетная полоса, там, где для одного конец, для другого начало. Где для одного смерть, для другого жизнь, где для одного горе и отчаяние, для другого надежда и упование.

Чем ценна вера? Тем, что она всегда результат нашей свободы. А свобода – единственная ценность человека. Ничего другого мы не можем принести в дар Богу – все остальное и так Его.

Вера Фомы была вызвана убеждением – особым явлением Христа. Она была в некотором смысле плотской, естественной. Поэтому ее не похвалил Милостивый Господь, хоть Он явился и Фоме, который, очевидно, совсем измучился.

Вера не видевших – вера духовная. Она не подтверждена осязанием или другими эмпирическими способами. Она есть чистая свобода, чистое желание к Богу, осененное Духом Святым. И этим она ценна. За это ублажается.

Веру надо беречь – это величайший дар Божий. Не подумаем в душе, что это наша заслуга или собственность. Нельзя легкомысленно подвергать ее опасностям, в первую очередь нельзя произвольно грешить. Огонь веры питается из лампады правильной жизни. При оскудении этой жизни гаснет вера и остается дымный смрад.

Вместо светильника веры в душе тех, кто ее утратил, может оказаться такая пакость и грязь, которой ужаснуться и атеисты.

Нельзя доверчиво погружаться в информацию другого духа, читать или слушать зловерные или еретические источники. За дерзость и самонадеянность Господь может попустить ослабление веры.

И главная пища веры – делание заповедей. Правильная духовная жизнь укрепляет веру, делает ее действенной и спасительной. Неправильная – делает веру бесовским знанием. Чем отличается верующий бес от святого человека? Разумеется жизнью, а не богословскими познаниями.

Будем радоваться великому дару веры – этому залогу спасения, и будем трудиться в заповедях Христовых, чтобы не потерять его, но умножить.

2011 г. Игумен Игнатий (Душеин)