Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Неделя о мытаре и фарисее

Настройка на Великий Пост

Неделя о мытаре и фарисее – первая неделя, непосредственно готовящая нас к Великому Посту. Великий Пост – это время  покаяния,  труда и жертвы.

Жертва ведь не в том, что мы что-то можем всерьез принести Богу, а в том, что мы пытаемся что-то такое сделать, чтобы порадовать Его о нас. Как это не странно звучит, но Господь вступил со Своей Церковью, с нами, в такие удивительные отношения, что Он страдает за нас и может за нас радоваться. Это действительно удивительно!

Поэтому и нам стала доступна Его Радость. И мы будем пытаться Великим Постом не только отстать от тех явных грехов и пороков, которые, возможно, есть у нас, но и возжечь в своей душе особый огонь, который как пламя свечи должен стать жертвой, который от Господа возжигается и Господу приносится.

И покаяние и жертва возможны при строго определенном состоянии души. Это как настроенный инструмент: вот стоит рояль, все в нем хорошо, но  чуть-чуть ослабла одна струна и вместо чудной музыки слышна ужасная какофония. А всего-то – одна струнка!

Человек - это тоже инструмент. И если мы хотим сыграть на своей душе хвалебную песнь Богу нашему, этот инструмент должен быть правильно настроен. Иначе от звука нашего душевного рояля небеса могут содрогнуться в ужасе. Как мы содрогаемся сегодня, слыша безумные слова фарисея.

Церковь начинает настраивать наш инструмент с самой главной струнки. С правильного самовоззрения. С правильного отношения к себе, своим делам, своим грехам, к Богу.

Нам показаны два варианта жизни, два образа внутреннего, духовного устроения.

Фарисей, который не просто не грешит грубыми грехами, но поднаторел в ритуальных тонкостях. И мытарь – явный грешник, лихоимец.

При этом «праведный» фарисей в совершенно ужасном духовном состоянии. Дело даже не в том, что он судит и осуждает, не в том, что он видит себя прекрасным и достойным. А в том, что и Сам Бог, по его убеждению, нужен только для того, чтобы его – фарисея – оценить, прославить и превознести. Бог в душе фарисея сослан на периферию, на окраину жизни. А сам он со своими мнимыми добродетелями – в центре вселенной, которая по случайности наполнена какими-то двуногими тенями – грешниками, хищниками, прелюбодеями и мытарями, которые и людьми- то называются по недоразумению.

По-другому видит мир мытарь. Бог в центре всего, Он Господь и Спаситель. Рядом с ним достойные, а в самом отдалении он, мытарь, самый грешный и преступный. Не даром он и очи не дерзал поднять на Небо.

Какое из двух состояний истинно для каждого из нас? В каком Бог занимает то место, которое Он занимает реально в мире? Естественно, миропонимание мытаря – истинно. И вот по причине этой истинности внутреннее состояние мытаря перевешивает все его грехи.

Смирение, и это надо помнить, не что-то искусственно моделируемое в нашем сознании, не что-то, изобретенное нами. Оно ценно тем, что оно и есть для нас истинное самовоззрение. Каждый из нас среди всех людей - последний, и это- истина! Каждый из нас любим Богом как единственный  и это тоже- истина!

Сказать, что я забыт Богом, будет такая же ложь, как сказать, что я выше и лучше кого-либо в мире.

Церковь нас призывает к смирению – то есть всего лишь к правильному взгляду на себя. И без этого не заиграет нормально наш рояль. И Великий Пост не станет жертвой Богу, а останется пустой диетой.

 

2011 г. Иг. Игнатий