Калужская епархия Истинно-Православной Церкви
Настройка на Великий Пост
Неделя о мытаре и фарисее – первая неделя, непосредственно готовящая нас к Великому Посту. Великий Пост – это время покаяния, труда и жертвы.
Жертва ведь не в том, что мы что-то можем всерьез принести Богу, а в том, что мы пытаемся что-то такое сделать, чтобы порадовать Его о нас. Как это не странно звучит, но Господь вступил со Своей Церковью, с нами, в такие удивительные отношения, что Он страдает за нас и может за нас радоваться. Это действительно удивительно!
Поэтому и нам стала доступна Его Радость. И мы будем пытаться Великим Постом не только отстать от тех явных грехов и пороков, которые, возможно, есть у нас, но и возжечь в своей душе особый огонь, который как пламя свечи должен стать жертвой, который от Господа возжигается и Господу приносится.
И покаяние и жертва возможны при строго определенном состоянии души. Это как настроенный инструмент: вот стоит рояль, все в нем хорошо, но чуть-чуть ослабла одна струна и вместо чудной музыки слышна ужасная какофония. А всего-то – одна струнка!
Человек - это тоже инструмент. И если мы хотим сыграть на своей душе хвалебную песнь Богу нашему, этот инструмент должен быть правильно настроен. Иначе от звука нашего душевного рояля небеса могут содрогнуться в ужасе. Как мы содрогаемся сегодня, слыша безумные слова фарисея.
Церковь начинает настраивать наш инструмент с самой главной струнки. С правильного самовоззрения. С правильного отношения к себе, своим делам, своим грехам, к Богу.
Нам показаны два варианта жизни, два образа внутреннего, духовного устроения.
Фарисей, который не просто не грешит грубыми грехами, но поднаторел в ритуальных тонкостях. И мытарь – явный грешник, лихоимец.
При этом «праведный» фарисей в совершенно ужасном духовном состоянии. Дело даже не в том, что он судит и осуждает, не в том, что он видит себя прекрасным и достойным. А в том, что и Сам Бог, по его убеждению, нужен только для того, чтобы его – фарисея – оценить, прославить и превознести. Бог в душе фарисея сослан на периферию, на окраину жизни. А сам он со своими мнимыми добродетелями – в центре вселенной, которая по случайности наполнена какими-то двуногими тенями – грешниками, хищниками, прелюбодеями и мытарями, которые и людьми- то называются по недоразумению.
По-другому видит мир мытарь. Бог в центре всего, Он Господь и Спаситель. Рядом с ним достойные, а в самом отдалении он, мытарь, самый грешный и преступный. Не даром он и очи не дерзал поднять на Небо.
Какое из двух состояний истинно для каждого из нас? В каком Бог занимает то место, которое Он занимает реально в мире? Естественно, миропонимание мытаря – истинно. И вот по причине этой истинности внутреннее состояние мытаря перевешивает все его грехи.
Смирение, и это надо помнить, не что-то искусственно моделируемое в нашем сознании, не что-то, изобретенное нами. Оно ценно тем, что оно и есть для нас истинное самовоззрение. Каждый из нас среди всех людей - последний, и это- истина! Каждый из нас любим Богом как единственный и это тоже- истина!
Сказать, что я забыт Богом, будет такая же ложь, как сказать, что я выше и лучше кого-либо в мире.
Церковь нас призывает к смирению – то есть всего лишь к правильному взгляду на себя. И без этого не заиграет нормально наш рояль. И Великий Пост не станет жертвой Богу, а останется пустой диетой.
2011 г. Иг. Игнатий