Калужская епархия Истинно-Православной Церкви
Взыскать и спасти погибшего
Христос говорит, что Он пришел взыскать и спасти погибшее – то есть потерянное. И Закхей-мытарь, начальник налоговой службы города Иерехона, предстает именно таковым: потерянный и найденный. О его спасении–обретении мы сегодня читали.
И нам приходится признать, что потерянный – еще до обращения - Закхей даст фору многим нашим православным христианам. В отношении духовных вопросов он ведет себя весьма активно.
Сначала он возжелал видеть Иисуса. Это само по себе уже удивительно для такого человека. Это уже немолодой, богатый и известный всему городу мытарь, даже еще и начальник над мытарями. Он не нуждается ни в чем, ему выпал в жизни счастливый билет. Ему не нужно трудиться в поте лица, не нужно заботиться о хлебе насущном. Подчиненные сами принесут то, что стрясут с Иерихонских коммерсантов. Жизнь удалась! Чего же еще нужно? Куда идти, на что смотреть? Сиди дома, винцо попивай, бери от жизни все.
Но желание увидеть Иисуса – совершено для Закхея противоестественное - так сильно, что приводит его на дерево, на виду у всего честного Иерихонского народа! Маленький и, очевидно, упитанный, немолодой уже мужчина, всем известный, богатый и с репутацией – лезет на дерево! Зрелище, по всей видимости, достаточно комичное. И Закхей не побоялся стать посмешищем для людей. Его желание видеть Христа оказалось сильнее присущего нам всем нежелания быть объектом насмешек.
Многие наши «православные» (в смысле, в купель в детстве погруженные) сограждане постыдятся в храм зайти, перекреститься перед посторонними, назвать себя верующими. Мы стыдимся своей веры, по сути, стыдимся Христа. Закхей – не постыдился, еще не зная Его. Очень сильно «погибшему» Закхею хотелось посмотреть на Христа.
После обращения Христа к Закхею с вестью о том, что Гость будет у него в доме, Закхей не приходит в смятение или смущение. А он ведь должен, по идее, смутиться. Он же погибший, жадный мытарь! Он должен быть скупердяем! А тут гости, да еще целая толпа – какие затраты... Да и все еще весьма сомнительного вида – потрепанные рыбаки да бродяги. И все в его чистенький богатый мытарский домик.
Но Закхей радуется! Он, оказывается, гостеприимен! Христос, которого он видит первый раз в жизни, для него святыня и, выходит, Закхей расположен, открыт к святыне.
После общения с Христом в душе Закхея происходит перемена: он решительно заявляет о своем деятельном покаянии и исправлении, о возмещении убытков всем обидимым, о милостыне нищим. А ведь прошло всего-то несколько часов. Попробуйте, представьте на месте Закхея любого нашего богача и подумайте: так ли был потерян Закхей?
Он с легкостью готов расстаться со всем своим имуществом. Кто из нас готов на такое? Кто из нас готов все, что имеет, раздать нищим? А «погибший» Закхей – мытарь и скряга – готов, потому что встретил Христа. Выходит, мы Его еще не встретили?
Любой человек может радикально измениться за несколько часов и даже секунд – такова наша свобода. С таким потенциалом нас создал Господь. Но все же подобных случаев на практике не много. Кроме разбойника и вспомнить некого. Закхей – смог.
И возникает вопрос: если Закхей – погибший, то мы кто? Если состояние Закхея до момента покаяния – состояние погибшей души, а именно так говорит Сам Господь, то каково же состояние наших душ? Мы-то тогда кто?
Он полез на дерево видеть Христа – мы ленимся приблизиться к Нему даже мыслями.
Он принял Господа в своем доме – мы упорно выставляем Христа из своего сердца грехами и суетой.
Он искренне обратился и легко принес в жертву Богу все свое имение – мы не готовы никаких сердечных движений принести Господу.
Кто же погибший? Грешник Закхей, ставший сыном Авраама, или мы, названные в Крещении сынами Христа и оставшиеся грешниками?
2011 г. иг. Игнатий