Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Неделя Отцов I-го Вселенского Собора

Ересь и Анафема

Сегодня память Отцов I-го Вселенского Собора. Невозможно говорить о Вселенских Соборах и о Святых Отцах, не прояснив их значение для нас.

Вне Церкви мы не мыслим спасения, потому что Церковь - это не партия, не клуб по интересам, не место проведения воскресного досуга и не корпорация для оказания ритуальных услуг. Церковь – это Сам Христос, являющий Себя в нашем мире. Только соединившись с Ним, можно спастись. Вне Христа мы не мыслим спасения.

А если это так, то для нас очень важно уметь отличать голос Церкви – голос Духа Святого, от учений ложных, авторы которых – духи лжи.

И самый основной вопрос: как отличить? Где критерий? Как понять, где и в чем учение Духа подменяется ложью, которая в Церкви называется ересью?

Слова ересь не нужно бояться. Это не ругательство. Это технический термин, означающий ложное учение.

Благодаря Господу в Церкви Христовой есть истинное мерило православности. Это – Святые. Те, кто приобщился Богу, стяжал Духа Святого, достиг обОжения. Те, через кого, как через Свои уста, говорит истину Своей Церкви Христос. Согласие святых - вот единственный критерий познания того, что от Бога, а что нет.

Не папа Римский и не патриархи Стамбульский или Московский определяют истину. Увы, история знает еретиков пап и еретиков патриархов. Соборы Святых определяют истину. Определяют не потому только, что они соборы, а потому, что они - соборы Святых. Истину церковную может и без собора определять согласие Отцов. А вот Соборы без Святых - ничего не определяют.

И изучая историю борьбы наших Святых Отцов на истину Православия - мы поражаемся! Они готовы были умирать за одну букву! За малейшее слово в правильном исповедании веры!

Как они были щепетильны в словах о Боге! Как принципиальны в вопросах веры! Св. Афанасий Великий – один из Отцов 1-го Вселенского Собора - семь раз был изгоняем за православное исповедание с кафедры, скрывался в пустыне у монахов. Святой Максим Исповедник два раза ссылался, подвергался пыткам, лишился языка и правой руки за исповедание Православия. Святой Феодор Студит сидел в темнице на хлебе и воде за иконопочитание и нарочито громко пел тропарь Нерукотворенному образу Христа, чтобы тюремщики не подумали, будто бы он отступил от спасительной Православной веры. И таких людей в Церкви тысячи.

Все святые без исключения говорили о спасительности истинной веры и о погибельности еретических заблуждений. И мы должны в нынешнем обезверившемся толерантном мире помнить два важных слова: ересь и анафема. Помнить, что истина одна – Святоотеческое Православие, а все остальное – многочисленные заблуждения.

При этом вовсе не нужно кого-то ненавидеть и сжигать на кострах, как пытаются сразу изобразить поборники духовной толерантности. Еретикам нужно сочувствовать, их надо жалеть и любить. Но не нужно забывать, что их мысли – ложны.

Анафема – спасительное духовное лекарство. Это скальпель, которым удаляется из Церковного Тела все омертвевшее и гнилое. Если потерять этот скальпель – организм обречен.

Мы не должны забывать этих слов, хотя многие современные церковные деятели предпочитают, чтобы мы их забыли. Недавно некто из них заявил, что в отношении католиков слово ересь неприемлемо. Для святых Отцов оно было приемлемо, а для нас, оказывается- нет. Но если мы хотим жить и спасаться в Церкви Святых – мы должны мыслить как они. Для этого и существуют праздники Церкви, подобные сегодняшнему.

2011 г. Игумен Игнатий (Душеин)