Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Неделя Святителя Григория Паламы

Богословие Благодати

Чем знаменит святитель Григорий Палама? Почему ему Церковь оказывает такую честь? Между неделями Торжества Православия и Крестопоклонной – его память?

Святитель Григорий был на земле и остается в Небесном Царстве не просто святым епископом и подвижником. Он, прежде всего, богослов. Практически последний крупный православный богослов, труды которого венчают всю систему православного учения. А учение православное всегда о самом главном – о нашем спасении.

Вот и Святитель Григорий писал о том, что есть спасение. И, соответственно, каким образом оно достигается.

Надо признать, что в головах у наших современников чего только нет на эту тему.

Есть просто голимый торгашеский юридизм: я свечку и пожертвование – мне спасение.

Есть торгашество посложнее: я труды и подвиги – мне спасение.

Есть почти правильные мысли: я заповеди, Таинства, правую веру – мне спасение.

И все вроде так, но нужно это дополнить двумя словами – обОжение и Благодать. Святитель Григорий Палама – богослов Благодати.

Те споры, которые он вел с латинскими мудрецами о Благодати, сводятся к одному вопросу: тварна ли освящающая нас Сила Божия или мы приобщаемся Самому Богу?

Иными словами: спасение – это что-то от Бога или это Сам Бог?

По учению Святителя Григория, которое было принятого соборно Церковью, спасение – Сам Господь, в которого облекается человек.

Еще святой Антоний великий говорил: Царство Небесное - это Христос, живущий в нас.

Вся церковная и духовная жизнь – вера, заповеди и Таинства – это средства Его достижения. Они так должны сформировать и очистить человека, чтобы Господь пришел и вселился в него.

Спасение – есть обОжение. Оно начинается в Крещении или даже раньше, созревает при правильной жизни, правильной вере, трудах, Таинствах. Это приобщение к Самому Богу. И никто не спасется иначе.

Не спасут сами по себе никакие внешние дела, труды, заповеди и даже Таинства, если нет внутренних изменений, которые позволяют Богу войти в человека, сделать его Своим храмом. Такими храмами стали все святые. ОбОжение в них было настолько сильно, что не только души, но и телесные останки их становились нетленными и цельбоносными.

Таким путем должны идти и мы. Для этого и установлен Великий Пост.

2011 г. Игумен Игнатий (Душеин)