Калужская епархия Истинно-Православной Церкви
Богословие Благодати
Чем знаменит святитель Григорий Палама? Почему ему Церковь оказывает такую честь? Между неделями Торжества Православия и Крестопоклонной – его память?
Святитель Григорий был на земле и остается в Небесном Царстве не просто святым епископом и подвижником. Он, прежде всего, богослов. Практически последний крупный православный богослов, труды которого венчают всю систему православного учения. А учение православное всегда о самом главном – о нашем спасении.
Вот и Святитель Григорий писал о том, что есть спасение. И, соответственно, каким образом оно достигается.
Надо признать, что в головах у наших современников чего только нет на эту тему.
Есть просто голимый торгашеский юридизм: я свечку и пожертвование – мне спасение.
Есть торгашество посложнее: я труды и подвиги – мне спасение.
Есть почти правильные мысли: я заповеди, Таинства, правую веру – мне спасение.
И все вроде так, но нужно это дополнить двумя словами – обОжение и Благодать. Святитель Григорий Палама – богослов Благодати.
Те споры, которые он вел с латинскими мудрецами о Благодати, сводятся к одному вопросу: тварна ли освящающая нас Сила Божия или мы приобщаемся Самому Богу?
Иными словами: спасение – это что-то от Бога или это Сам Бог?
По учению Святителя Григория, которое было принятого соборно Церковью, спасение – Сам Господь, в которого облекается человек.
Еще святой Антоний великий говорил: Царство Небесное - это Христос, живущий в нас.
Вся церковная и духовная жизнь – вера, заповеди и Таинства – это средства Его достижения. Они так должны сформировать и очистить человека, чтобы Господь пришел и вселился в него.
Спасение – есть обОжение. Оно начинается в Крещении или даже раньше, созревает при правильной жизни, правильной вере, трудах, Таинствах. Это приобщение к Самому Богу. И никто не спасется иначе.
Не спасут сами по себе никакие внешние дела, труды, заповеди и даже Таинства, если нет внутренних изменений, которые позволяют Богу войти в человека, сделать его Своим храмом. Такими храмами стали все святые. ОбОжение в них было настолько сильно, что не только души, но и телесные останки их становились нетленными и цельбоносными.
Таким путем должны идти и мы. Для этого и установлен Великий Пост.
2011 г. Игумен Игнатий (Душеин)