Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Об имяславии. Доклад епископа Иова Луцкого и Ровенского (УАИПЦ) на семинаре об актуальных проблемах экклезиологии ИПЦ в Мятлево, 6 сентября 2013 г.

Ваше преосвященство, дорогие отцы, братия и сестры!

Я хотел бы кратко коснуться вопроса, который волнует и меня лично, и, я думаю, не может не волновать людей, для которых Христос – это смысл жизни, это все самое ценное, самое главное, это вообще – наше спасение. Это вопрос об имяславии. Что это за имяславие такое?

Конечно, ученые мужи, которые присутствуют здесь, лучше меня разбираются в этом вопросе и давно уже им занимаются. Я же кратко скажу, как сам начал задумываться над этим вопросом. Раньше я считал все, что было до революции, образцовым и правильным (а большевики пришли и все разрушили), поэтому идеал – восстановить все, что было до революции. Если до революции что-то было осуждено как ересь, значит, это ересь. И поскольку я слыхал, что какие-то неразумные монахи на Афоне, полуграмотные или неграмотные, говорили, что имя Бога – это уже Сам Бог, конечно, я только удивлялся, насколько были невежественны эти монахи. Пока, слава Богу, я об этом не написал одной монахине, теперь это матушка Кассия, и сказал ей, что это – ересь. А она мне отвечает: это никакая не ересь, прежде чем говорить, сами разберитесь. Я говорю: а что, можно разобраться? Она говорит: да, можно; вот, читайте первоисточники. Она мне помогла, а потом я сам начал этим интересоваться. И вот с того момента (это уже приблизительно лет десять) я начал заниматься этим вопросом более глубоко, и, читая святых отцов, старался везде искать ответ на вопрос, который меня интересовал: что такое имяславие?

Если кратко говорить, имяславие – это учение о том, что Имя Бога (вообще Имя – Бог, или, в частности, Имя Господа нашего Иисуса Христа, отдельно ли само Имя Иисус, или Иисус Христос, или Господь Иисус Христос, – любое Имя Божие) – это не просто звук, не просто набор букв, а это есть сила Божия, энергия, действие Божие. Это есть благодать, слава Божия, великий дар Божий.

Об этом из близких к нам святых угодников, подвижников благочестия, особенно много и писал, и говорил, и этим жил отец Иоанн Кронштадтский. Но поскольку до революции еще не было известно, что он будет канонизирован во святых, поэтому, когда на его фразе «Имя Божие есть Сам Бог» сделали акцент отец Иларион, автор книги «На горах Кавказа», отец Антоний Булатович, иеросхимонах Андреевского скита на Афоне, – когда они на эту фразу стали обращать серьезное внимание, то просто их объявили сначала неграмотными, неразумными, безумными, потом бунтовщиками, еретиками, а закончилось все гонением, изгнанием нескольких сотен монахов из Афона. Было много напечатано всяких статей и книг с разными обвинениями. В чем только не обвиняли имяславцев: и в магии, и в пантеизме (в том, что они поклоняются всей твари, считают ее за Бога), и в арианстве, и в евномианстве, и в тому подобном.

К сожалению, прошло сто лет (в этом году столетие печальных событий, когда учение имяславия было осуждено синодом Российской Церкви, как еретическое), и с того времени это обвинение так и не снято. Собственно говоря, кем оно должно быть снято, и нужно ли это? Нужно, если бы поместная Церковь, Русская или Константинопольская, возродилась и была в каком-то нормальном положении. Но мы знаем, что там сейчас заправляют еретики – экуменисты и сергиане, и от них ждать, собственно говоря, этого не приходится.

Но, к сожалению, вот что печально: и сейчас, увы, находятся люди, даже в среде истинно-православных христиан, среди истинно-православных юрисдикций (это для меня самое печальное), которые преднамеренно пытаются сделать из имяславия жупел и, прикрываясь ложным радением об истине, используют эту мнимую ересь имябожничества как таран для сокрушения своих конкурентов и захвата церковной власти. Увы... И вот даже есть свежие выступления митрополита Агафангела, первоиерарха РПЦЗ, которые опять в том же духе: имяславие – ересь, совершенно не вспоминается даже (или это пытаются обойти), что фраза отца Иоанна Кронштадтского «Имя Божие есть Бог» была множество раз им повторена, объяснена, раскрыта, – как будто бы этого нет. Какой-то там Антоний Булатович, какие-то бунтовщики-монахи, предвестники революции, и больше ничего…

В связи с этим: что такое имяславие, кратко говоря? Когда мы произносим Имя Божие, мы не просто бьем воздух своим языком и не просто даже призываем какого-то Бога, который где-то там далеко сидит (может, кто-то представляет, что Он на небесах сидит и только прислушивается, как Его призывают?)... Мы знаем (вот только что пели «Царю Небесный, Иже везде сый и вся исполняй…»), – Бог есть везде, везде присутствует. И познать Бога, приблизиться к Богу, причаститься Божества мы можем только благодаря Его милости, Его дару. Эти дары разнообразны, и все они занимают свое место. Самое большое и главное место – это причащение Святых Таин Тела и Крови Христа. Это понятно. Это самая высшая форма, возможная для нас сейчас на земле, единения с Богом, – принять Бога в себя. Хотя мы и поем в пасхальном каноне, и читаем после причащения: «дай нам истее (еще более истинно, еще более тесно) причащаться Тебя в невечернем дни Царствия Твоего». То есть, когда наступит уже Царство Божие во всей полноте, и на земле, как на небе, когда будет Второе Пришествие Христа, мы просим, чтобы еще более тесно причащаться Христа.

Одним из таких даров, милостей Бога, откровений Бога человеку, есть Его Имя (или Его Имена – это неважно, потому что в любом Имени Его присутствуют и другие Имена).

Имя Сына Божия – Иисус – имеет великую силу, великое значение, прежде всего, в молитвенной практике, в совершении таинств. Об этом говорили многие святые отцы, и защищали, и исповедовали это. Вы знаете, что за одно Имя Иисусово приняли страдания и смерть множество мучеников, именно за одно Имя, исповедание Имени. А когда мы слышим богослужение, все богослужение – это призывание Имени. И святые отцы, которые действительно имели опыт Богообщения, были причастны Божеству, говорили о том, что такое Имя Иисусово: это не просто буквы, не просто звуки, но это действие Бога. И именно поэтому дана заповедь, что нужно Имя Божие произносить с великим благоговением и страхом. Нельзя его употреблять всуе, в шутках, в пустых разговорах, потому что это все равно, что играться с огнем. Когда дети играются с огнем – рано или поздно они сделают беду. То же самое произойдет, если бессмысленно, без страха Божия произносить Имя Божие.

Я хотел вам привести одну цитату из прекрасной книги, которую всем рекомендую прочитать, Неизвестного Афонского Исихаста (его имя осталось неизвестным, но видно, что это был великий подвижник, святой жизни человек, достигший высот аскетизма и исихазма). Эта книга в греческой рукописи середины XIX века сохранилась в одном из монастырей Афона, она была переиздана недавно и даже переведена на русский язык, и уже было несколько переизданий. Во многих местах этот Неизвестный Афонский Исихаст, как и все святые отцы, очень сильно говорит о значении Имени Иисуса Христа. Вот его слова, которые меня лично очень и удивляют, и радуют, и вызывают чувство благоговения. Действительно, это так:

«Имя Христа настолько помазано и настолько ценно, что его недостоин весь мир. Настолько это Имя сладко и утешительно для того, кто вкусил его помазания, что его не услаждает и не утешает вся сладость века сего. Но то, насколько ценно и сладко это Имя Христово, знают и ведают только те, в ком пребывает боль молитвы. Потому что они на деле вкусили благодати и сладости этого Имени Христова. Тот, кто вкушает земной хлеб без боли сердечной молитвы и без горьких и глубоких воздыханий, тот не чувствует помазания, и силы, и действия Имени Христова. Такой человек совершенно бесчувствен ко спасению своей души. Но тот, у кого болит сердце, болит душа, болит грудь от понуждения молитвы, от воздыханий, от невидимых и видимых искушений, которые испытывает и терпит ради любви Христовой, тот, говорю, когда слышит Имя Господа нашего Иисуса Христа, или когда поучается в нем с внутренней болью, или когда призывает его живой верой и теплым благоговением, он, говорю, чувствует силу Имени Христова, которая реально действует в нем своей Божественной энергией.

Это Божественное Имя Христово представляется его уму сладким, как мед, сердцу его оно кажется сладким, как сахар, его гортани и его устам оно тоже кажется сладким. Его чувствам оно представляется живым. Ликуют и исполняются веселием его уши, когда слышат его. Радуются его очи, когда видят его написанным. Наиболее же радуются очи его души, когда где-либо видят его написанным. Это Божественное Имя Христово, которое является царским и утвердительным, в различных важных местах невидимо написуют невидимые и божественные ангелы, для сохранения и утверждения вселенной. Посему тот, у кого, благодаря понуждению сердечной молитвы, это Божественное Имя Христово написано внутри, когда слышит его своими ушами, приходит в благоговение, достигающее глубин его души. Вскоре же после этого Божественного благоговения, когда он услышит Имя Христово, его ум посещает некая сладкокаплющая радость. Он внимает этому Имени как имени своего родственника или весьма любимого друга. Поэтому от радости слезы льются ручьем из его глаз. Сердце его скачет внутри, веселясь и ликуя в молитве. Все это что иное означает и характеризует, как не родство души со Христом и то, как может действовать Имя Христово в том, у кого болит сердце от понуждения молитвы? Если в сердце его не обитает Христос, то как может человек быть столь насыщенным и услажденным Именем Христовым? А это насыщение и услаждение Именем Христовым суть порождение сердечной молитвы, которая произносится внутри с болью».

Вот это только один святой, который говорит о значении Имени Христова. Поэтому, когда сравниваешь то, что писали, уничижая это Имя, в синодальное время синодалы и так называемые синодальные богословы, когда они его унижали, затирали всячески, пытались показать, что это просто имя, просто какое-то название, ничего особенного в этом имени нет, – то понимаешь, насколько они были далеки уже до революции от настоящего понимания, что такое православие, что такое спасение, кто такой Христос... Они были чужды этому. Это печально, но это факт.

Поэтому, осудив имяславие, они осудили православие. А нам сейчас, если мы хотим быть истинно-православными, нет никакого оправдания (когда можем все прочитать, все осознать, все можем сейчас изучить, сравнить, слава Богу), если не поймем, что имяславие – это настоящий бриллиант, это сердцевина православного вероучения, православной жизни. И дай Боже нам это Имя всегда носить в своем сердце, всегда его произносить в молитве с благоговением, жить этим Именем, питаться Им и спасаться этим Святейшим Именем Господа нашего Иисуса Христа, и вообще – любым Именем Божьим. Пусть же оно живет в наших сердцах.