Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Праздник Купало

Восторженный блуд как знамение времени

Каждый год новые русские язычники отмечают праздник Купало. Интерес к празднику проявляют и обычные граждане, и отделы культуры. А поскольку в нынешней РФ отсутствует какая-либо идеология, то многим импонирует идея возвращения к культуре и обрядам предков. Это же так красиво звучит: вера предков! То, что не все, что имеет налет древности, стоит возрождать, понимает далеко не каждый.

Что же это за праздник? Данные размышления не претендуют на серьезное научное исследование.

Итак, Купало - один из главных праздников древних язычников-славян, хотя происхождение у него, скорее всего, не славянское. Он не случайно отмечается в день летнего солнцеворота. Купало – праздник солярного культа. Собственно, нет ни одного языческого культа, где бы не почиталось солнце.

Солнышко начинает идти на убыль – «умирает», и надо его «подкормить». Во многих солярных культах в этот день обязательно приносились жертвы. В древности это были птицы, животные, а подчас и люди. Они сжигались в виде приношения обожествленному солнцу, чтобы их энергией оно «подпиталось» и не «умерло» (древние ацтеки убивали для этого людей ежедневно).

Дым жертвенного костра мог пониматься как кратчайший способ доставки энергии жертв на «небо». Именно поэтому в ночь на Купало принято жечь костры – это, возможно, остаточное явление древних культов, смысл которых утрачен. Современные язычники такого мнения не придерживаются, но логика в такой версии есть.

Почему надо именно прыгать через костер? Это то, что осталось от жеребьевки. Выбрать человеческую жертву, возможно, не решался даже жрец. Поэтому юноши и девушки прыгали через костер до тех пор, пока кто-нибудь не падал в него. Считалось, что таким образом «боги» избрали себе жертву. Возможно, что те, кто в наше время сигают через костер, изображают потенциального мертвеца.

После принесения жертв начинались оргии. Поскольку с солнцем ассоциировалось оплодотворяющее начало, оно считалось источником жизни и плодородия, и его культ подразумевал именно это активное «оплодотворение» - совокупление со случайным партнером и было кульминацией «чудесной и таинственной» Купальской ночи.

Вот что пишут о процедуре этого праздника современные неоязычники[1]: «Девушки и женщины (в отличие от нынешних культработников, древние язычники детей на такие праздники, видимо, не пускали – Иг.Иг.) идут на кумование. Отойдя подальше от мужчин, но оставаясь на виду, начинают выбирать себе милого (партнера на ночь – Иг.Иг.), обсуждая с “кумушками” его достоинства и недостатки. То и дело раздаётся женский смех (во время обсуждения достоинств очередного молодца), а мужчины стоят в ожидании, гадая: повезёт — не повезёт. Между молодцами и девицами ходит жрец, уряжающий все споры и передавая вопросы и пожелания от одних к другим. Наконец, всех молодцев и молодиц обсудили и начинается обряд выбора суженых.

Девушка бьёт парня ладонью по плечу и убегает, а тот бежит вдогонку. Поймав девушку, он подводит её к малому костру, через который они прыгают. Если во время прыжка руки не разойдутся, то это означает, что парень и девушка стали сужеными. Если же расходятся, то оба ищут себе другую пару для прыжка (и не только для прыжка – Иг.Иг.). На берегу суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из дерева и соломы, ставит в середину венка горящую свечу и пускает его по воде. В воде гасят головни. Вся река наполняется блуждающими огнями. После этого суженые, взявшись за руки, последний раз перепрыгивают через Купальский Огонь и бегут к реке, где, разоблачаясь, омываются нагие в ночной воде».

О том, что происходит, по языческой инструкции, далее, подробно говорить не будем. Сами составители инструкции, понимая специфичность своих рекомендаций, спешат добавить, что это «… не есть прелюбодейство, но есть восторженная жертва богам» и что «детей, зачатых в купальскую ночь, боги наделяют волшебной силой».

По сути Купало – день узаконенного блуда. Собственно, это не ново. У многих язычников в ходу была храмовая проституция, оргии, сатурналии, луперкалии и т.д. Все это тоже считалось «жертвой богам» и не менее «восторженной».

Каким богам? Для православного человека ответ на этот вопрос очевиден.

В понимании христиан Бог Истинный – есть Бог чистоты и святости. Того же он ждет от людей для их же блага. Его заповеди призывают к супружеской верности, защищают святыню семьи. Разнузданный разврат под личиной «восторженного богослужения» в нашем понимании - жертва сатане. Не вымышленному рукотворному Яриле, а реальному духу лжи и погибели.

Светские организаторы празднований на Купало, конечно, не предполагают для своих вечеринок подобного сценария и даже не говорят об этом, но, внедряя этот праздник в народное сознание, они закладывают фундамент к возрождению его во всей полноте. Где гарантия, что через несколько лет, привыкшие к новому празднику люди не узнают о его полном «сценарии» и не начнут воссоздавать его?

Даже беглое знакомство с Купалой показывает, что ни сам предмет поклонения – «бог» Ярило, ни нравственное содержание праздника ничего хорошего не несут человеку.

Сложно предполагать, что кто-то, кроме небольного числа неоязычников всерьез верит сейчас в «бога» Ярилу. Но и обычного человека, пришедшего на Купало просто отдохнуть, этот праздник не сделает лучше и чище. По большому счету, этот «народный» праздник давно уже глубоко чужд народу, как чужды духу народа большевистские праздники.

Кто же организовывает ныне «Купальские» торжества? Кому они нужны? Как ни странно, этому содействуют (скорее по неведению – надо же им что-то делать) районные отделы культуры и сельские ДК.

Неужели нам больше отпраздновать нечего? Неужели нам не о чем вспомнить в своей истории? Разве мало у русских памятных дат? Многие ли молодые люди помнят, когда были Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородинское сражение? Многие ли знают наши, Калужские события: мятеж Болотникова, кровавую бойню в Боровском монастыре в 1610 г., убийство Лжедмитрия II в Калуге, бои в Малоярославце в 1812 г., расправу латышских стрелков над крестьянами «Улановского мятежа», трагедию армии генерала Егорова?

Я уверен, что про большую часть этих событий молодежь слыхом не слыхала. Но про Купало и его постъязыческий западный аналог - Валентинов день - им заботливые взрослые забыть не дадут. Научат и просветят.

Создается впечатление, что кто-то целенаправленно старается вырастить из молодежи кого угодно, но не нормальных людей - хороших мужей и жен, отцов и матерей, полноценных и ответственных членов общества.

Если кому-то хочется стать язычником, сигать через костры, гадать, совершать ритуальные купания, блудить с первым встречным, делать своих детей нравственными уродами, приносящими под кустами «восторженную жертву богам» – пожалуйста, у нас страна в этом плане свободная.

Но, возрождая праздник с языческими корнями, необходимо поставить людей в известность, сказать о нем всю правду, чтобы они могли совершить свободный выбор. Недомолвки здесь сродни обману.

1 Цитата с сайта новых язычников - «Союза славянских общин». В настоящее время сайт изменен.

2011 г. Игумен Игнатий (Душеин)