Калужская епархия Истинно-Православной Церкви
память 3 декабря
Анатолий Евгеньевич Жураковский расстрелян в 1937 г. на станции Медвежья гора (Сандармох), Карелия.
С 1911 года Анатолий жил в Киеве, закончил гимназию и Университет, рукоположен и служил в Киеве. Первый раз его арестовали за борьбу с обновленцами в 1923 году, держали в Бутырской тюрьме в Москве и приговорили к ссылке на два года в Йошкар-Оле.
После издания декларации митрополита Сергия, о.Анатолий разрывает с ним отношения, не желая принимать участие во лжи. Осенью 1927 года Жураковский был одним из авторов Обращения киевлян к митр. Сергию с призывом изменить избранный им курс церковной политики (Киевское воззвание). В сентябре 1928 года в числе 6 киевских священнослужителей обратился с коллективным письмом к экзарху Украины митр. Михаилу (Ермакову) с протестом против его Декларации в духе политики митр. Сергия. Они заявили, что порывают с митр. Михаилом и вступают в общение с иосифлянским еп. Димитрием (Любимовым). Жураковский возглавил киевских иосифлян. В 1928 году он ездил в Ленинград встречаться с Феодором Андреевым. С конца 1928 по 1930 служил в Преображенской церкви Киева.
Арестован в 1930 в Киеве по делу ИПЦ. Около года провел в московских Лубянской и Бутырской тюрьмах. Приговор к расстрелу заменен на 10 лет лагерей. Отправлен в Карелию в Свирьлаг, затем переведен в Соловецкий лагерь, затем отправлен в Беломоро-Балтийский ИТЛ на строительство канала: отбывал срок в Парандове, Выгозере, Качкане, Сосновце, Тунгуде, Надвоицах, Уросозере. Расстрелян в 1937 г. Похоронен в общей безвестной могиле.
Из проповедей о.Анатолия:
«Наша малочисленная Церковь является Единой Апостольской, преемственной, притом гонимой Церковью, а прежняя – еретической, где жертва приносится не Христу, а антихристу… Иисус Христос ушел из храма, когда увидел, что творится там. О тяжелых временах были и раньше предсказания, но мы не ждали, что они так скоро наступят. Преподобный Серафим предсказал, что за преступления епископов отнимутся храмы у нас. Благодать Духа Святого отошла от храмов. Может быть, то, о чем нам не удалось вымолить в прежней Церкви, удастся вымолить в нашей Единой Апостольской Церкви».
«Предстоятели наши церковные, на обязанности которых лежало охранение верности и чистоту евангельской доктрины, грубо изменили. Вместо того, чтобы смело и высоко держать стяг — знамя истины евангельского учения — они позорно склонили это знамя перед человеческими измышлениями».
«Мы твёрдо можем сказать, что мы в нашей малочисленной Церкви не одиноки. Мы получили благословение архипастырское, и много епископов высказались против деятельности и угодничества высших представителей Церкви. Следовательно, наша Церковь является единой, преемственной, получившей благодать от Святого Духа… Все мы предстанем перед судом Единого Властителя, Повелителя, Архипастыря нашего Иисуса Христа. Мы предстанем пред Ним с единым лишь оправданием, что мы не исказили Его учения, свои преступления и грехи мы не возлагали на Него, мы не забрызгали грязью Его учение…»
Из книги Мы спасаемся Его жизнью, Проповеди 1921–1930 гг. Статьи, Дух і літера, 2012.