Калужская епархия Истинно-Православной Церкви
...Но вот тут мне хочется вам искренне сказать, что я все-таки с некоторой тревогой думаю об этом акте прославления. Принципиальная сторона вопроса ясна, но, что касается осуществления этого дела, то тут тревожат меня некоторые затруднения, которые могут появиться и появляются. Даже, например, у нас в епископате, среди архиереев. Принципиально, все единодушно считают, что, конечно, святых новомучеников, в частности, Царскую семью, нужно прославить. Но что касается того, когда это делать и как, то, хотя, в общем-то, Архиерейский Собор и Синод уже ведут дело к прославлению, но все-таки раздаются многочисленные голоса против. Их меньше, чем голосов "за", но все-таки довольно много. И главное, среди тех, кто как-то возражает против этого, есть много искренне верующих хороших русских людей. Не так давно ко мне в Нью-Йорке специально по этому вопросу пришел один церковный староста. Человек глубоко верующий, энергичный староста, образцово-заботливый, верный сын Зарубежной Церкви. Он прямо ко мне обратился с вопросом, что, собственно, сделал Царь для России, за что его можно прославлять? Можно с разных точек зрения, конечно, смотреть на все происшедшее. Но я-то ему указал, что не за политическую деятельность Государя и Царской семьи она будет прославлена. Церковь за политику не прославляет, какая бы она не была - хорошая или плохая, а за то, что Государь Император, его Августейшая супруга, да и вся семья их были в России пред самой революцией в начале века образцовым примером настоящей христианской семьи, как это выяснилось теперь. Какой грязью ни поливали когда-то Царскую семью - все это отпало. И теперь весь мир знает, что, действительно, это был образец и чистоты и верности Родине, и верности Богу. Мало того, что семья эта была - настоящая христианская семья, какой должна быть православная русская семья; когда наступила Голгофа для них, то мы знаем, на что, на какую высоту они поднялись своим безропотным, чисто мученическим перенесением тех ужасов, которые выпали на их долю. Об этом, конечно, все вы знаете, что пришлось им перетерпеть и какую кончину, в конце концов, в своей жизни получили они. И вот за то, что их и жизнь, и смерть была образцом христианского благочестия, вот за это прежде всего Церковь и имеет ввиду прославить их, а также и всех новомучеников, которые, как мы с вами знаем, в наше страшное время воплотили древние столетия, когда так было много мученического подвига.
Нужно иметь ввиду, между прочим, что в вопросе о прославлении мучеников Церковь имеет чисто духовную, особую благодать и власть, которая, быть может, иногда переступает за рамки всякой официальности. Я помню, как я читал трогательный рассказ о том, как одного глубоко верующего человека чекисты схватили в свои грязные лапы и стали терзать. Не за то, что он какой-то политической работой где-то когда-то занимался, не по каким особым "статьям" ихних безобразных законов, а требовали отречься от Христа, как древних мучеников. Мужественно терпел все истязания этот добрый христианин и верный сын Церкви. Конечно, с Божией помощью, потому что, как Господь подкреплял древних мучеников, так и его он укреплял в тех невероятных истязаниях и пытках, которым его подвергали. И все-таки его озлобленные враги увидели, что они его истязали так, что он вот-вот умрет, а своего не добились: он остался верным. Звали его Георгий, кажется. И, в конце концов, его выдали семье, умиравшего совсем. Доставили его домой. Все знают, видят, что он - при последнем издыхании. Вызвали духовника его, любимого духовного отца. Он пришел со Святыми Дарами, и первый вопрос был на исповеди: "Прощаешь ли ты своих убийц?" Ответил тот: "От всего сердца прощаю и молюсь, чтобы Господь их простил". "Хорошо", - сказал духовник, - "тогда будем исповедоваться." Поисповедывал его, причастил Святых Тайн, и через несколько минут, быть может, очень скоро после причастия, он скончался. И вот, у Церкви существует определенный чин, когда человек умрет - чин особый: каноны, молитвы по исходе души из тела. Но тут, словно сговорившись, хотя никто не сговаривался, все собравшиеся начали не с этого чина, а все запели тропарь мученику: "Мученик Твой, Господи, Георгие во страдании венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего. Имея бо крепость Твою мучителей низложи..." Совершенная правда. Это именно то, что к нему на сто процентов применимо. И вот Церковь возгласила этот тропарь мученический сразу, как только мученик предал Богу свой праведный дух. Имейте ввиду, когда мученики умирали: под пытками, в самых страшных условиях, они умирали как победители, а вовсе не как побежденные. Их смерть в результате истязаний была только последним актом бессильной злобы их врагов. Им нужно было совсем не убить мученика, им нужно было заставить его отречься от Христа. И вот тут-то мученик, я думаю, умирал как победитель, потому что враги Христа-Спасителя и Церкви не могли добиться своего, его умерщвляли в бессильной злобе, а его святая душа сейчас же шла уже к престолу Господню, радуясь и ликуя. И мученики так и шли на свою смерть - радуясь и торжествуя.
А сонмы наших новомучеников Российских, как вы знаете, трудно исчислимы. Сколько там архипастырей пострадало, еще гораздо больше клириков - священников, монахов, монахинь, и миллионы, вероятно, верующих русских людей-мирян. И вот, прославление всех их приближается, но только, повторяю, слышны вот тут возражения против прославления Царской семьи, когда говорят, что это будет "пахнуть политикой", потому что это было политическое убийство. Но я вам сказал и повторяю, что Церковь будет прославлять не за политические какие-то проблемы, так или иначе разрешенные, а прославлять за то, что Государь и его семья были образцом христианской семьи, и жизнью и смертью подают нам пример, как должен жить и умирать истинный христианин. Акт прославления приближается. Осталось, остается уже меньше года до ближайшего Собора Архиерейского, и там уже, быть может, будет совершен и самый акт прославления или, во всяком случае, будет сделан какой-то уже самый решительный шаг.
Мне еще хотелось бы сказать несколько слов, сравнивая положение в человечестве снаружи так называемого "железного занавеса", и внутри его, на нашей несчастной Родине и везде, где вообще водворился коммунизм. Что касается того, что делается снаружи "железного занавеса", то вы сами видите, во что сейчас обращается жизнь. Такого разгула лжи, неправды, всяких заблуждений и всяких духовных подделок и разврата никогда еще человечество не видело. А почему? - Потому что в самом, как и предсказано в Священном Писании, приближении конца стало равнодушно к Божественной истине.
Вероятно, из вас многие читали священную книгу "Апокалипсис". И читали там, как Господь обращается к семи Церквам. Различным. Причем святые Отцы, которые толковали это место "Апокалипсиса", всегда говорили, что помимо того смысла, который непосредственно имело обращение Господа к каждой Церкви, под каждой Церковью, под ея жизнью, подразумевался определенный период жизни Церковной от начала и до конца, причем последнее обращение Господа Спасителя - это к Церкви Лаодикийской. Там Господь страшно говорит, угрожающе говорит. Он говорит Апостолу Иоанну Богослову, который писал "Апокалипсис", ангелу (то есть, возглавителю) Лаодикийской Церкви напиши: "...знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!" Но так как ты ни холоден и ни горяч, а тепл, то "извергну тебя из уст Моих." А по-славянски - еще резче: "изблевати тя имам" из уст Моих , то есть выброшу тебя так, отброшу тебя от Себя так, как организм отбрасывает и выбрасывает то, что ему противно и вредно. И дальше объясняет Господь: ты говоришь, что "я богат", "обогатился и ничего не требую", а не знаешь того, что ты окаянен и беден и нищ и слеп и наг. Но дальше Господь говорит: "Кого Я люблю, тех обличаю... Итак будь ревностен и покайся"*.
Но вот этой-то ревности как раз у современного человечества не стало. Когда-то еще в Харбине, в последние уже годы, мой покойный родитель, владыка архиепископ Димитрий, написал замечательно насыщенный содержанием и глубокий по содержанию доклад "Лаодикийцы наших дней", где указывал на то, как равнодушие к Божественной истине постепенно человечеством овладевает. Людям стало все равно, и это проявляется во многом. Например, смотрите, существуют так называемые "различные юрисдикции", у которых нет молитвенного общения друг с другом, а это - достаточно серьезный факт. А люди идут - то туда, то туда. Вот, и там и здесь, и там, и там, говорят, одинаково служат. Истина-то может быть одна, Церковная правда одна. Трех или четырех истин нет. Нескольких Церковных правд нет. Если висят на стене часы, которые показывают разное, можно утверждать, что все они правильные? А вот люди, к сожалению, идут. То туда, то туда: везде одинаково служат!
Очень хорошо когда-то ответил один православный пастырь какому-то вопрошателю. Тот как раз ему говорит: "Батюшка, ну вот я здесь был в церкви, почему в ту не пойти: там так же служат, те же молитвы, та же служба, и ведь - то же самое?" А батюшка ему говорит: "Нет, друг, не совсем: у меня в кармане - два полтинника (монеты в пятьдесят копеек). Они совершенно одинаковые с виду, но один - настоящий, а другой - фальшивый". Он и говорит дальше: "А если, по-твоему, какой-нибудь мужик простой обучится славянскому языку, изучит службу, сам себе построит церковь, достанет облачение и будет служить, туда тоже пойдешь? Он так же будет служить: те же молитвословия, все то же самое, тот же чин службы?" Так и теперь, в наше-то страшное время: если человеку Истина дорога, то он не вынесет никакой мысли о том, что, может быть, он ошибается, что Истина не здесь, а где-то в другом месте. Он непременно будет искать ее, потому что, повторяю, Истина и Церковная правда - только одна. И его сердце верующее только тогда успокоится, когда он поймет, что, действительно, Истина - вот тут: там, где он молится, где он живет как сын Церкви. А то, что то туда, то - сюда, то - в одну церковь, то - в другую: "все равно – одинаково служат", - об этом когда-то грозно говорил Иоанн Златоуст, какой это тяжкий грех, когда так Церковь разделена. Истинная Церковь – только одна.
Господь Иисус Христос в свое время своим последователям говорил: "Не бойся, малое стадо." Малое стадо. Потому что благоволил Господь дать именно вам Царство Свое...** И - вот это-то равнодушие к Истине и образует ту поглощенность человека внешними формами жизни, включительно до самых грязных и самых отвратительных, которые мы видим теперь. Уж ведь дошло же даже и до того, что прямое служение сатане - диаволу включено в число "религий", и служитель диавола именуется тоже "священником". Это есть в одном из городов Америки. Чего же после этого еще и ждать дальше? Трудно уж, кажется, дальше и пойти. А вот это - именно то, что творится, в так называемом, "свободном мире". Внутри "железного занавеса", там - трагедия разыгрывается. Вы, конечно, знаете хорошо, как советская власть безбожная и богоборческая старается выкорчевать всякую религию, как она борется с Богом. Об этом не нужно много говорить, все об этом знают.
Но вот на что я хотел обратить ваше внимание, на то, о чем многие совсем не думают. Отец архимандрит Константин, которого многие из вас знают, вероятно, покойный редактор журнала "Православная Русь", - глубокий, христианский ум, он из всех "достижений" коммунистов самым страшным считал то, что коммунизм создал свою лже-церковь, советскую, которую подсунул народу несчастному вместо настоящей Церкви, которая ушла в катакомбы, скрылась с поверхности. Не думайте, что я преувеличиваю, или что отец Константин преувеличил. Когда-то был Всероссийский Церковный Собор, в девятьсот восемнадцатом году. На этом Соборе вся Всероссийская Церковь во главе со своим Первосвятителем патриархом Тихоном анафематствовала (отлучила от Церкви) как самих богоборцев-безбожников, так и всех тех, кто будет сотрудничать с ними. Эту анафему никто никогда не снимал, она наложена законной властью, и до сих пор она остается в полной силе. А вот в двадцать седьмом году возглавлявший тогда Русскую Церковь митрополит Сергий издал страшную и позорную декларацию, в которой от лица всей Церкви объявил, что радости советской власти - наши радости, ея печали - наши печали, объявил о полном сотрудничестве с государственной властью. То есть, другими словами, получилось то, о чем мы читаем молитву перед исповедью, когда священник, молясь о кающихся Господу Богу, в числе их грехов перечисляет, что они "под свою анафему падоша". Подпали под свою анафему. Так вот и тут и митрополит Сергий и вся иерархия, с ним согласная, под свою анафему падоша, потому что она же была произнесена и на богоборцев, и на их сотрудников, а теперь церковь объявила о своем сотрудничестве с ними. Под свою анафему падоша... Мало того, когда была издана эта позорная декларация, то от официальной советской лже-церкви отделилась катакомбная, истинная православная Церковь, которая уходя в подполье, как нам говорили те, кто были в катакомбной Церкви, анафематствовала еще раз советскую официальную церковь.
Следственно, эта "церковь" анафематствована два раза законной Церковной властью. Нас учит апостол Павел и вообще Церковь, что Церковь - есть Тело Христово, что в Церкви пребывает Сам Господь Иисус Христос и Его благодать и Истина, которые в Нем и с Ним. А скажите, может ли верующий разум, рассудок и сердце верующее допустить, что Христос находится в этой организации, которая сотрудничает с его осатаневшими врагами, хвалит их, благословляет, и даже с ними под ручку как бы ходит? Конечно, это немыслимо. Поэтому я говорю, что мое мнение: наша Церковь, так сказать, этого никогда еще в форме всеобщего обсуждения и осуждения не высказывала, но я убежден, что в этой самой советской лже-церкви благодати нет и не может быть, потому что отступила она от верности Христу, и Христа Спасителя там нет и быть не может. Это мое глубокое убеждение. Я его не навязываю никому, но я говорю откровенно, как я думаю.
Часто говорят: "Ну что ж такое, какое ж положение получается? Если это - лже-церковь, то чем же виноват народ, который в этом не разбирается, что это - лже-церковь? Они же не виноваты?" Вы, наверно, слышали часто такие речи. А я на это отвечаю: "Как не виноваты? Как не виноваты?! Они знают, какая у них власть? - Богоборческая! Власть идет против Бога! Разве можно такую власть признавать? Они ее признают и ей повинуются. И вот за это вместо истинной Церкви получают лже-церковь." Мы не произносим суда над каждой человеческой душой, которая там верует в Бога и которая, так сказать, по-своему стремится к Нему. Это дело Божие. Тут судьбы принадлежат только одному Господу Богу. Но я лично допустить, что благодать Божия находится там, в этой самой советской лже-церкви никак не могу.