Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Отношение к вопросу имяславия

1. Не всякое догматическое или каноническое решение наличной церковной власти, будь то власть Собора, Синода или предстоятеля является безошибочным и законным по самому факту, а только то, которое соответствует догматическому и каноническому учению Церкви, ибо не все соборы почитаются в Предании Церкви истинными, а только те, которые "одобрены правотой догматов" (прп. Максим Исповедник). Противное сему понимание явилось бы подобием латинской ереси о безошибочности вероучительных и нравоучительных суждений Римского епископа в силу самого его статуса.

2. Осуждение имяславия административными органами Константинопольской (1912 г.) и Российской Церквей (1913 г.) было принято без надлежащего исследования святоотеческого учения по вопросу и без соборного рассмотрения его всей полнотой этих Церквей.

3. Автором осуждающего имяславие Послания Российского Синода 1913 г. был будущий отступник и разоритель Церкви Сергий (Страгородский), уже и прежде публично высказывавший неправославные мнения – криптонесторианские и криптопелагианские в сотириологии и экуменические в экклисиологии. При составлении Послания он опирался не на учение Святых Отцов, а на работы малограмотного богослова С. В. Троицкого, явившего впоследствии свою полную беспринципность в вере и ее исповедании.

4. Послание содержит неправославные суждения о том, что энергия Божия – не Бог, а имя Божие – условный знак, вопреки Священному Писанию, учащему, что имя Божие превыше всякого имени, что пред ним всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Фил. 2, 9) и чтоо немже подобает спастися нам (Деян. 4, 12).

5. По свидетельству Святых Отцов, "учение о Божеской силе имени Иисусова имеет полное достоинство основного догмата, и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов" (свт. Игнатий Кавказский).

6. Святые Отцы учат: имя Божие – "Божественно; сила и действие этого имени – Божественны; они – всемогущи и спасительны; они – превыше нашего понятия, недоступны для него" (свт. Игнатий Кавказский); "Имя Иисус прежде всех веков, в Тройческом Совете, было предуготовлено, написано и <…> хранимо, теперь же <…> принесено из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем" (свт. Димитрий Ростовский); "имя Божие само в себе как свято, так и славно и препрославлено, и потому от нас не требует прославления"; "великое имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари (по природе) не сообщаемые, но Ему Одному принадлежащие" (свт. Тихон Задонский); "имя Его есть Он Сам – единый Бог в трех Лицах" (св. Иоанн Кронштадтский).

7. Священную тайну имени Божия приоткрывает учение свт. Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергий. В своих творениях свт. Григорий различает имя Божие как словесный символ – плод тварной человеческой мысли, выражаемый звучащим или написанным словом (см., например, Против Григоры 26–28), и имя Божие как нетварное самооткровение Самого Бога, как Его собственное превышающее наш разум божественное слово – имя, "которое превыше всякого имени, и всякого слова, и разума" (см. Омилия 60. На Богоявление 4), имя, которое не мы нарекаем Ему, а которым Он Сам именует Себя (см. О божественных энергиях и их причастии 16).

8. В первом смысле говорим об имени Божием как словесной иконе, священном символе, во втором – как о нетварной божественной энергии. Имя-символ ради присутствия в нем имени-энергии почитается нами, имя-энергия – достопокланяемо.

9. Об именах–энергиях учили и многие другие Святые Отцы: св. Дионисий Ареопагит называл имена Божии божественными благодействиями, т. е. благими энергиями; прп. Анастасий Синаит писал, что имя Божие не является сущностным, личностным, символическим или метафорическим, но действенным (энергийным).

10. Имя Божие ни в каком смысле нельзя назвать божественной сущностью, ибо сущность Божия непознаваема и безымянна, но только энергией Божией в означенном выше смысле.

11. Говоря о божественности имени Божия, не следует иметь в виду обожествление изменчивых звуков или букв, которыми имя Божие выражается на различных языках человеческих.

12. Простое произнесение словесных имен Божиих не освящает благодатью и не делает причастником Божиим с необходимостью и "автоматически", подобно тому, как прикосновение к святой иконе не делает "автоматически" причастником присутствующей в ней благодати, и как простое вкушение Святых Даров не делает "автоматически" причастником Тела Христова и не сообщает "автоматически" присущую Телу Христову полноту обожения. Но каждый из верных, призывающих имя Божие, приобщается благодати и освящается в меру собственной вместимости соответственно свободному раздаянию Святого Духа.