Калужская епархия Истинно-Православной Церкви
От редакции: Игумен Игнатий (Душеин) родился в 1968 г. в Перми, проживает в Калужской области. Церковную деятельность начал пономарем в храме РПЦ МП в Обнинске в 1991 году, после прохождения срочной службы в армии. В 1992 году поступил в Калужское духовное училище. Пострижен в монашество в январе 1994 года, с февраля этого же года – иеромонах, приходской священник.
С 1999 года – настоятель храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Мятлево. Нес послушания казначея Пафнутиев-Боровского монастыря, благочинного округа, председателя миссионерской комиссии епархии, члена епархиального совета. Автор и издатель нескольких книг. Редактор приходской газеты "Церковный листок из глубинки", член редколлегии газеты "Земля Мятлевская", редактор сайта http://www.izglubinki.ru. Член союза журналистов России.
Вышел за штат Калужской епархии по собственному желанию в 2012
году. После этого разорвал каноническое общение с РПЦ МП и вместе с
прихожанами присоединился к Петроградской епархии РПАЦ.
"Портал-Credo.Ru": Вы ушли из Московской патриархии несколько месяцев назад, а обнародовать это решили только сейчас. Почему?
Игумен Игнатий: Я не делал из этого секрета в личном общении. Публично же я вообще не собирался это объявлять, но поскольку я вижу все признаки уже начавшейся информационной кампании, то не считаю нужным и дальше хранить молчание.
- Почему Вы ушли из Московской патриархии?
- Из-за желания быть в Церкви Христовой. Спасение происходит только в Церкви – думаю, этот тезис для православного человека не нуждается в доказательствах. Я пришел к выводу, что Московская патриархия Церковью не является.
- Вы прослужили 19 лет в священном сане и на 20-й год пришли к такому выводу? А раньше Вы как думали?
- Не на двадцатый, а на восемнадцатый. Два года ушло на работу с документами по этой теме. А раньше… Жизнь приходского священника не особо располагает к богословским раздумьям. Когда я еще в 94-м оказался на служении в селе, были проблемы, требующие не просто сил и времени, а всех сил и всего времени. Это была работа на пустом месте с пустым карманом, и в таких условиях нужно было собрать приход и построить храм.
- Собрали? Построили?
- Да. Все с Божией помощью получилось. И приход замечательный, и храм построили сами, без спонсоров-олигархов. А когда все, о чем мечтали, сбылось, оказалось, что нет самого главного – Церкви. А без нее все эти кирпичи нам не нужны.
- Где теперь эти приход и храм?
- Приход соединился с Истинной Церковью, не без потерь, конечно, храм – остался у патриархии, хотя строил его приход. Уж такие хитрые уставы составила для себя патриархия, чтобы уберечь свои главные святыни – недвижимость и прочие материальные ценности. Пусть берут – каждому свое.
- Почему Вы решили, что патриархия – не Церковь?
- Мне сейчас часто задают этот вопрос, и я на него теперь отвечаю другим вопросом: "А почему Вы решили, что патриархия – Церковь?" Большинство на этом разговор прекращают. А вопрос серьезный: по каким критериям мы определяем, является ли некая организация Церковью Христовой? Как понять: перед нами Церковь Бога Живого или просто собрание людей?
Я для себя выработал три критерия истинности Церкви, кто пограмотнее - пусть опровергнет или дополнит:
1. Неповрежденное Православное Святоотеческое вероучение.
2. Неповрежденный (по крайней мере, системно не нарушаемый) канонический строй.
3. Православный епископат, представленный хотя бы одним архиереем.
"Православный" в данном случае – не просто самоназвание епископов, а открытое исповедание ими обозначенного в 1-м пункте неповрежденного православного вероучения и обозначенное в пункте 2-м хранение канонического строя.
Третий пункт привязан к двум первым: у некоторых еретических сообществ есть "законное" преемственное священство, но оно незаконно, т.к. неправославно. По св. Василию, у еретиков вообще не может быть священства.
Естественно, меня в первую очередь волновал вопрос веры. Я убедился, что Московская патриархия не исповедует в полноте православную веру. А "православия наполовину" не бывает. Если хоть в чем-то совершается отход от Святоотеческой веры, то можно сколько угодно говорить о том, что "во всем остальном мы православные, и Символ Веры мы не переделали". Православие – это не Символ Веры только, а совокупность Предания. И если, к примеру, по вопросу латинской ереси мы имеем совершенно четкое согласие Отцов, то заклинания о том, что "никакой Собор не осуждал католиков как еретиков" из уст патриарха Кирилла или митрополита Илариона для меня не более чем очередные подтверждения того, что вера Отцов и вера МП – совершенно разные веры. Из Православия нельзя убрать что-то или что-то добавить без того, чтобы оно не перестало быть Православием. А патриархия ввела совершенно чуждое Православию учение о границах Церкви (а, значит, о Церкви как таковой), приняв в своих соборных документах экуменическую концепцию.
Прежде чем принять решение о разрыве с МП, я изучал эти документы: Решение о допущении католиков к причастию в храмах РПЦ МП, принятое Синодом в 1969 году с "Разъяснением" митрополита Ленинградского Никодима (Ротова), в котором он утверждает еретическое учение о признании "таинств", включая Евхаристию, еретиков-латинян. Эти решение Синода РПЦ МП и "Разъяснение" были впоследствии одобрены на "поместном соборе" РПЦ МП 1971 года. Т.е. личные еретические заблуждения Никодима были усвоены всем епископатом РПЦ МП, никто не возразил, не вступился за Православие.
"Баламандский документ" 1993 года, подписанный официальным представителем РПЦ МП, утверждающий, что католическая еретическая "церковь" сохраняет "полноту предания" и является по отношению к православным церквам "церковью-сестрой".
На Архиерейском соборе РПЦ МП 1994 года с докладом "Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства" выступил митрополит Филарет (Вахромеев) - председатель Синодальной богословской комиссии Московской патриархии. В докладе был затронут вопрос о допустимости для православных участвовать в "экуменической молитве о христианском единстве", которая совершается ежегодно в январе во время недели молитв о единстве с присутствием христиан разных исповеданий – в нарушение православных канонов. В докладе отмечалось, что Православная Церковь якобы не признает католиков и протестантов еретиками, несмотря на отсутствие с ними евхаристического общения и наличие догматических разногласий. Т.е. была сформулирована откровенная ересь. В соответствии с докладом Православная церковь (т.е. та экуменическая лжецерковь, которую Филарет называет по недоразумению православной) признаёт действительность крещения, евхаристии, священства, епископата (!) католиков и наличие у них апостольского преемства.
"Они разделенные наши братья во Христе, братья по вере в Триединого Бога, по вере в Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя, братья по сопричастности к Телу Христову (то есть к Церкви Христовой) через Таинство Крещения, действительность которого у них мы признаем (исповедуя едино Крещение), братья по христианскому сообществу, которым мы свидетельствуем истину Святого Православия, Предание и неповрежденную веру Древней Церкви", - прозвучало в докладе. И ни один епископ патриархии не воскликнул "анафема тебе, еретик"! ВЕСЬ ЕПИСКОПАТ молча проглотил ересь, в очередной раз предав Православие.
По докладу митрополита Филарета Архиерейский собор принял определение "Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства", которым вопрос о целесообразности или нецелесообразности молитв с инославными христианами во время официальных встреч, светских торжеств, конференций, богословских диалогов, переговоров, а также в иных случаях был передан "на благоусмотрение Священноначалия в общецерковной внешней деятельности и на благоусмотрение епархиальных Преосвященных в делах внутриепархиальной жизни". РПЦ МП по сути подтвердила соборно свое новое учение о примате мнений священноначалия над святыми канонами Церкви.
А ведь моления с иноверными не случайно запрещены канонами. Еретик или иноверец молится не истинному Богу, а своему внутреннему идолу, плоду своего воображения (при этом не имеет значения, как он называет его). Таким образом, при молитве с еретиком объекты молитвы разные, а молитва – общая. Такого быть не может и не должно.
В 2000 году Архиерейским собором РПЦ МП были приняты "Основные принципы отношения к инославию", декларирующие непонятное "частичное действие благодати" в еретических сообществах и признающие некое "неполное общение" с ними.
Эти документы, а также ставшие системными сомоления высших и не высших иерархов РПЦ МП с еретиками, за которые по святым канонам Церкви надлежит извержение из сана, дают возможность каждому православному человеку констатировать факт отпадения иерархии РПЦ МП и всех, кто находится с ней в церковном общении, во "всеересь" экуменизма, в гибельное заблуждение, отрицающее многочисленные свидетельства Святых Отцов и дерзко попирающее каноны.
По 15-му правилу Двукратного Собора каждый православный человек обязан немедленно разрывать общение с еретическим епископатом, если тот исповедует квалифицированную Соборами или Отцами ересь публично и всенародно. Собственно, это основная причина моего разрыва с патриархией.
- Почему Вы прежде не поставили вопрос о ереси перед священноначалием РПЦ МП?
- Обращений к ним и без меня было достаточно. Вспомните ижевских священников, молдавских ревнителей или, последний пример, священника Константина Кочегарова. Кто-то им ответил на их публичные вопросы? Их просто выгоняли либо игнорировали. И зачем мне повторять опыт, который уже показал свою недейственность?
"Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его", - писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Мы с общиной сделали именно это: устранились и охранились от апостасийной псевдоцеркви.
- Обычно наряду с экуменизмом среди "неправд Московской патриархии" упоминают и сергианство…
- Эти вещи неразрывно связаны. Экуменизм РПЦ МП – естественное следствие ее сергианства. Когда я понял, что РПЦ МП не содержит православное учение, мне, естественно, захотелось разобраться и в причинах. Не на пустом же месте такое приключилось. Конечно, начатки экуменизма можно увидеть еще в Синодальный период, тогда уже вовсю шли процессы, которые привели к катастрофе. У всякой ереси есть свои предтечи, есть некий "инкубационный период".
Сергианство – процесс селекции, в результате которой была выведена иерархия, готовая принять любую ересь, если "партия скажет "надо". Настоящих православных архиереев просто уничтожили физически. Сергианство – величайшее предательство Церкви. Его совершил не один только Сергий (Страгородский), а целая группа иерархов, которая совершила "рейдерский" неканонический захват церковной власти.
Им удалось привлечь к себе обманами часть духовенства и мирян, привыкших почитать начальником любого, кто умеет указы подписывать, и за счет этих вполне искренних и благонамеренных людей "церковь-двойник" Сергия некоторое время была похожа на настоящую Церковь Христову даже в глазах некоторых святых. Например, священномученик Кирилл (Смирнов) в 1928 году еще не сомневался в благодатности таинств сергиан, но в 1937 уже категорично заявлял, что "для православных нет с Сергием части и жребия".
Экуменизм явился следствием, видимым проявлением того трупного окоченения, в которое впала структура, нареченная Сталиным "Русской Православной Церковью". Это была неообновленчнская подделка, сохранившая внешний антураж обрядовости, но отказавшаяся и от Духа Церкви Христовой, от Ее Предания и от Ее мучеников.
Надо помнить, что Сергий не был легитимным первоиерархом Российской Церкви, а всего лишь был "замом зама" - заместителем местоблюстителя. Он не имел полномочий определять или менять церковную политику, о чем из ссылки ему писал законный местоблюститель – священномученик Петр (Полянский). Власти давили на всех, кому Патриарх Тихон завещал быть своими преемниками, и эти замечательные иерархи - Кирилл (Смирнов) и Петр (Полянский) - предпочли тюрьму или смерть сделке с бесами из ОГПУ. Но вот Сергий после трех месяцев заключения согласился "радоваться их радостям".
Сергий не просто издал декларацию о лояльности власти (как полагают многие в РПЦ МП), не просто призвал православных радоваться радостям богоборцев (это можно списать на риторический оборот речи). Гораздо интереснее то, что он сделал в первые несколько лет после узурпации церковной власти, которую то ли он осуществил руками ОГПУ, то ли ОГПУ осуществило его руками…
Сергий запретил поминать в храмах страдальцев за веру, находящихся в заключении, публично заявив, что в СССР нет гонений, а все кто репрессирован из духовенства, – политические преступники. Он снимал и ставил епископов по указке ОГПУ. Он требовал от зарубежных архиереев подписки о лояльности советским властям и запрещал тех, кто отказывался. Он ввел литургическое поминовение богоборческой власти. Он восхитил титул Московского и Коломенского митрополита в 1934 году. Он запрещал всех, кто не исполнял его, продиктованных ОГПУ, указов (хотя не имел на это никаких полномочий). Он даже запрещал предавать церковному погребению (!) тех, кто был "в расколе" с ним – т.е. не желал следовать его отступнической дорогой.
В настоящее время мы являемся свидетелями удивительных парадоксов: РПЦ МП канонизирует святых мучеников, окончивших жизнь "в запрещении" от Сергия и его последователей. Можно привести пример священномученика Виктора (Островидова) – первого епископа, порвавшего отношения с Сергием. Его нетленные мощи ныне почивают в одном из храмов патриархии, как нетленное обличение ее лжи и лицемерия.
Самый авторитетный иерарх тех времен священномученик Кирилл (Смирнов) так же был запрещен в служении Сергием и погиб с этим запрещением, но теперь канонизирован в патриархии. Незадолго до своей мученической кончины он писал: "Ожидания, что митр. Сергий исправит свои ошибки, не оправдались, ...и следовательно для православных нет с ним части и жребия".
Можно вспомнить и святителя Иоанна Шанхайского, мощи которого патриархия теперь возит с честью по России, и который был под официальным запрещением другого "красного патриарха", бывшего обновленца Алексия (Симанского).
Что же представляет собой Московская патриархия в "сухом остатке"? Самочинное сборище, основанное отступником и предателем мучеников, бывшим обновленцем Сергием (Страгородским) при активной поддержке карательных органов безбожного режима, которое в довершение своего падения по указке того же режима отреклось уже и от православной веры, уклонившись в ересь экуменизма. И зачем я должен в этом сообществе состоять, да еще и обманывать людей, называя все это Церковью Христовою?
Заметьте, что я никак не говорю о системном нарушении канонов в РПЦ МП, о чьем-то нравственном облике и т.д. – мне хватает экуменизма и сергианства. Для разрыва отношений, согласно 15 правилу Двукратного Собора, этого более чем достаточно.
- Вы считаете, что все таинства РПЦ МП и других "церквей мирового православия" безблагодатны?
- Согласно церковному Преданию и канонам - да. Я, конечно, допускаю возможность исключений, т.к. таинства совершает Христос и Он такие исключения по Своей воле может делать. Но, согласно православному учению, все таинства совершаются исключительно в Церкви, а Церкви Христовой вне правой веры не бывает. Соответственно, там, где правая вера отвергается, там и таинства теряются. Может, не одномоментно, а за какой-то период, но теряются неминуемо.
- Как Вы смотрите на то, что некоторых еретиков Церковь не перекрещивает? Выходит, она признает действенность их крещения в еретическом сообществе?
- Нет. Она признает то, что чин совершен правильно, но таинства эти обретают спасительность только в момент вступления такого человека в Истинную Церковь. А до этого был просто совершен обряд, который необязательно повторять.
- И где же, по-Вашему, истинная Церковь Христова?
- Естественно, поняв, что из этого патриархийного духовного Египта нужно бежать, сразу возник вопрос: куда? Где же Церковь настоящая? Вообще, сейчас я уже понимаю, что бежать можно и в никуда – в пустыню: "ГорЕ, в Сигор спасайся!" Лучше временно оказаться вне всякой церковной структуры и искать ее в человеческой пустыне, чем оставаться в духовном Египте. Но, слава Богу, мне не пришлось этого делать: в наше время интернет избавляет от длительных поисков.
Выяснилось, что, в отличие от последних лет жизни преподобного Максима Исповедника, вышеперечисленным трем критериям соответствуют достаточно много епископов ИПЦ в России и заграницей, общины которых и есть настоящая Церковь.
В настоящее время наша община находится под омофором преосвященнейшего Григория (Лурье), епископа Петроградского и Гдовского.
- Бывшие собратья Вас не называют сектантом и раскольником? Не говорят, что даже мученическая кровь не смывает грех раскола?
- Некоторые говорят, но все же большинство священников РПЦ МП люди вменяемые. В начале Великого Поста мой преемник, который служит в мною же построенном храме, не преминул сообщить мне "с любовью", что мне предстоит "гореть в гиене огненной" (орфографию сохраняю).
Но раскол – это когда от Церкви Христовой отпадают, а не когда разрывают общение с еретическим епископатом. Что же касается "сектантства", я пока не слышал внятного объяснения слова "секта". Если имеется в виду количественный критерий, то Московская патриархия по сравнению с, например, католической миллиардной ересью – самая настоящая секта. А если сектой называть все, что отпало от истинной Церкви Христовой, – то она таковая сугубо.
- Ваш уход не есть ли результат конфликта с правящим архиереем в РПЦ МП? Не повлияла на Ваш уход личность епископа?
- Нет, меня волнуют вопросы веры. С моим бывшим епархиальным архиереем у меня никогда не было конфликтов. Я до сих пор его по-человечески очень уважаю. Но нельзя оставаться в общении с еретиками, какими бы они по-человечески ни были хорошими. "Платон мне друг – но истина дороже".
Многие годы я пытался, как мог, тянуть свою лямку в РПЦ МП: строить, служить, проповедовать, издавать книжки, как-то миссионерствовать даже. Но года три назад я понял, что мне некуда звать людей, когда я употребляю слово "Церковь". Я не знаю, где эти люди, к которым я обращаюсь, были бы реально нужны, и где бы ими всерьез стали бы заниматься.
- Повлияло появление нового Патриарха?
- Да, повлияло. Но не в плане того, что его личность изменила отношение к РПЦ МП. Его личность заставила задуматься и начать работать головой. Начался период анализа, чтения, изучения. Я очень благодарен нынешнему понтифику МП за то, что он открыл мне глаза. Пусть он еще многая лета здравствует и открывает глаза еще многим!
- Как отреагировали Ваши коллеги из патриархии на Ваш уход?
- Большинство – спокойно и понимающе. Многие всерьез заинтересовались вопросами экуменизма и сергианства. Многие со мной просто откровенно согласны, некоторые согласны – но не во всем. Очень мало тех, кто совсем не согласен.
У меня есть хорошие друзья в патриархии: ведь мой уход не означает разрыва наших человеческих отношений. Я вполне нормально общаюсь со многими знакомыми священниками, никто пока в след камни не кидал. Есть, конечно, два-три неадеквата. Но неадекваты есть везде. Я регулярно за них молюсь. Любопытно, что к иноверцам или атеистам эти же люди относятся гораздо терпимее…
- Где Вы теперь служите? Как отреагировали прихожане на Ваш переход?
- Служим в жилом доме, в домОвом храме. Прихожане молодцы – стараются во всем разобраться, все понять и проверить. В Церкви не должно быть "овощей", которые довольствуются громкими титулами, длинными бородами или учеными степенями. Идти нужно только за Христом, авторитеты – только Святые Отцы. Читаем, изучаем и разбираемся.
- Вы живете и служите в маленьком поселке, теперь в нем два храма и две общины. Как реагируют жители?
- Вы имеете в виду "внешних" по отношению к Церкви? По-разному реагируют - в основном, нас не понимают. Надо отметить, что "внешние" люди вообще христиан не понимают, и это нормально. Убеждение большинства: "В церковь ходят дураки или слабаки". И если человека, ходящего в храм пару раз в год – за водой, да с куличами, – общественное сознание может еще признать вменяемым, то ходящие в храм (в любой) каждое воскресенье – уже внушают опасения. А те, кто ходят чаще, для обывателей однозначно относятся к категории психически больных. Сами посудите теперь, кем выглядят для среднестатистического сельского жителя наши прихожане, с нашими ежедневными великопостными службами да еще в "неофициальном" храме…
Реальное число "практикующих православных" в России – 2-4 %. В поселке с населением тысяча это означает 20–40 человек, которых все эти вопросы всерьез волнуют. Для остальных наш уход – просто очередная тема для сплетен. Если хочется кому-то почесать языком, нам какое дело? Мы действуем в рамках законов России и никому не наносим ущерба.
Наоборот: бытие нашей общины – повод и для приверженцев патриархии осознать лучше свою веру. Патриархия не привыкла жить в условиях духовной конкуренции. Любое появление на их "канонической территории" (а это весь мир, как я понял) какого-то "другого" Православия воспринимается как вызов и угроза. Из этой ситуации два выхода: либо улучшить свою собственную работу, либо "бороться с сектами и раскольниками".
- С Вами борются?
- Мы стараемся жить со всеми дружно, полемику вести корректно и культурно, и ни про кого в поселке дурных сказок не рассказываем, а некоторые агитационные наезды "коллег из МП" только подкидывают мне темы для более плодотворной работы с прихожанами.
Наше маленькое село стало в некотором смысле передовой церковной жизни. "Коллегам" теперь нужно показать всем тем, кто еще этого не понимает, что благодать именно у них, а не у презренных раскольников. Естественно, благодатность для них в основном измеряется финансовыми потоками. Тот храм, который мы строили многие годы по копеечке, теперь "доводят до ума". Певчих возят откуда-то издалеча на каждую службу.
Проводились массовые акции с привозом "особенных" мощей, объявления о которых развешивались на каждом столбе. В ранее никому не интересное село зачастили гости в священническом и архиерейском сане. В благочинии проводятся специальные семинары с "обязательным разоблачением" раскольников. Нашим прихожанам на улицах "случайно" подсовывают всякие листовки – мы потом их за чаем разбираем и комментируем. Ну и, конечно, жителям поселка и района активно разъясняется страшный вред "раскола" и погибельность жизни вне общения с "законным священноначалием".
- Вас уже подвергли прещениям?
- А как же! Были звонки и телеграммы с вызовами на "церковный суд". Какие-то письма с решениями. Но поскольку в РПЦ МП нет православных епископов (либо они так глубоко законспирированы, что их невозможно отличить от еретиков – шутка), то реагировать всерьез на их суды было бы странно с моей стороны.
- Но этот епископ Вас рукополагал. Не означает ли это, что он же может подвергнуть Вас и прещениям?
- Я принят в Истинно-Православную Церковь через хиротесию, и этим самым я уже отказался от сана, полученного в патриархии. Так что пусть теперь для своей отчетности делают что угодно.
- Что Вы вместе с Вашими прихожанами планируете делать дальше?
- То же, что делаем сейчас: стремиться в Царство Небесное. У нас нет других планов, все остальное – приложится.