Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

«Новотвориши земныя, Создателю…». Объединение АС РПАЦ и РосПЦ(Д) как откровение Нового Смысла «собирания осколков»

Процесс организационного распада и дробления «исторического наследия» РПЦЗ начался еще в 1990-е (хотя пик его пришелся на "нулевые"). Тогда, когда это наследие столкнулось не с «исторической», а с реальной Россией. Русский народ, на любви к которому была построена вся идеология РПЦЗ, неожиданно оказался столь чужим и отталкивающим, что проект «Великого возвращения» был быстро свернут. Ну и «администрационный ресурс», направляемый Московской патриархией, сыграл свою роль. РПЦЗ просто грубой силой, ОМОНом выгнали из большинства храмов в России. Но после «70 лет исповеднического изгнания» это не вызвало у отцов РПЦЗ желания дать отпор насильникам или хотя бы обидеться. Это вызвало желание подчиниться грубой силе и получить от нее маленький кусочек земных благ. В этом и состояли подлинный духовно-идейный крах РПЦЗ и начало истории «осколков». РПЦЗ как целое уже была неспособна «вернуть на Родину сохраненный в изгнании залог неповрежденного Православия». Но какие-то крупицы этого залога вернулись – и с этого началась новейшая история Истинного Православия в России. История, дававшая немало поводов для насмешек недоброжелателям, но не безнадежная и не бессмысленная. История подлинного выхода из Дома рабства и блуждания по пустыне…

Блуждание длится долго, уже почти четверть века. Большинство отправившихся в путь сошло с дистанции. Немногочисленные упорствующие бредут малыми группами, часто в разных направлениях. Представление о цели маршрута – Земле обетованной – у них тоже весьма разнится. То ли это «дореволюционная Российская Церковь», то ли «РПЦЗ в лучшие годы», то ли даже «РПЦЗ в последние годы», то ли какая-то реконструированная Церковь доконстантиновой эпохи, то ли «чистая катакомба», то ли вообще что-то новое и невиданное ранее. За малочисленными группами бредущих наблюдают еще более малочисленные «внешние» зрители: экшн, который поначалу их захватывал, слишком затянулся, и давно уже кажется скучным. За разделениями первых «осколков» РПЦЗ следили с азартом футбольных болельщиков. Теперь какой-нибудь 14-15-й «осколок» интересует только эксперта-одиночку, в силу психических особенностей неспособного переключиться на что-то более интересное. И что, так все безнадежно, и дроблению «осколков» не будет конца?

Тут возможны два «экклезиологических» ответа, отталкивающихся от двух подходов. Первый можно назвать «традиционно зарубежническим», хотя с точки зрения более широкой православной традиции он может вызвать вопросы. Этот подход сводится к выяснению «каноничности» образования того или иного «осколка», каковая («каноничность») иногда сводится к совершенно курьезным фактам, связанным со странностями того или иного иерарха или даже священника или активного мирянина. «Каноничность» при этом оценивается не исходя из каких-то общепринятых критериев, а субъективно, исходя из «корпоративных интересов». Одни и те же события из истории распада РПЦЗ трактуются противоположным образом, в зависимости от принадлежности апологета к тому или иному «осколку». На этой зыбкой почве договориться невозможно никогда, потому что никакого третейского судьи нет и не предвидится – по крайней мере, до Страшного Суда. Итак, первый «экклезиологический» ответ звучит так: есть только один истинный «осколок», и я, милостью Божией, в нем. Остальные же суть «расколки» и всякие безблагодатные самозванцы.

Второй подход основан на «презумпции истинной веры» и состоит он в априорном признании «истинности и благодатности» всех «осколков» РПЦЗ, которые неповрежденно исповедуют православную веру. Переход от первого ко второму подходу сопровождается некоторым психологическим переворотом, «метанойей», революцией сознания, но он неизбежен для тех, кто хочет найти выход из ситуации бесконечного дробления «осколков». Но это не «чистый» прорыв сознания, у такого подхода есть и своя каноническая подоплека, и опора на авторитетные примеры из церковной истории. При таком подходе «осколки» представляются Малыми Соборами епископов, или, по терминологии Указа № 362 (1920 г.), временно самоуправляющимися на соборных началах группами архиереев. Ведь все (или почти все) «осколки» РПЦЗ признают, что единого центра в Поместной Российской Церкви сейчас нет, созвать Поместный Собор и, скажем, выбрать Патриарха – невозможно (а, может быть, и ненужно), а раз так, то административная структура Церкви на таком историческом этапе не подразумевает абсолютной «вертикальности» с единым и обязательным для всех центром власти. Таким образом, второй вариант «экклезиологического» ответа звучит так: мы признаем всех, кто исповедует истинную веру, а многочисленные и, как правило, неканонические прещения считаем не имеющими силы. Да, такой подход неприемлем для традиционно «зарубежнического» сознания, но он конструктивен, только на его почве можно начинать то самое «собирание осколков».

Вся эта длинная преамбула посвящается событию, которое произошло в минувшее воскресенье в истинно-православном храме поселка Мятлево Калужской области: сослужению епископов Архиерейского совещания Российской Православной Автономной Церкви (АС РПАЦ) и Митрополита Дамаскина – предстоятеля одной из «ветвей» РПЦЗ, именуемых Российской Православной Церковью (РосПЦ(Д)). За 20 с лишним лет интенсивного юрисдикционного дробления «осколков» РПЦЗ это, пожалуй, первый случай их объединения. Причем именно как «осколков» (отдельные случаи индивидуальных переходов епископов, разумеется, случались и раньше). Этот первый опыт показывает, что для преодоления розни необходимо евхаристическое общение – пусть и не застрахованное от разрывов в будущем. Процесс дробления «осколков» настолько застарелый и болезненный, что преодолеть его можно только решительным прорывом, мужественным, дерзновенным поступком - согласием причаститься от Единой Чаши при всех былых завалах совместных претензий. Эта Чаша превращает эти завалы в прах. Да, это можно назвать "истинно-православным экуменизмом", но ведь такой экуменизм никто и не осуждал как ересь – осужден лишь тот экуменизм, где общение устанавливается при наличии разницы в вере. А отсутствие такой разницы уже есть первейшая и самая естественная форма общения, которая просто чревата общением евхаристическим.

В случае установления общения АС РПАЦ и РосПЦ(Д) был сделан сразу и второй шаг, условно говоря – администрационный. Архиереи обоих Малых Соборов договорились вместе принимать решения о вступлении в общение с другими епископами или о новых архиерейских хиротониях. Это необычная форма интеграции – при том, что каждый Малый Собор сохраняет свои внутренние структуры, уставы и даже вероучительные документы (правильнее сказать – вероучительный стиль). Но эта совместная «администрация» не является «вертикальной», в ней нет своего председателя или предстоятеля, а все епископы совершенно равны. АС РПАЦ и РосПЦ(Д) уверены, что в будущем такая форма объединения привлечет и остальных разумных истинно-православных епископов – ведь им не надо будет что-то ломать или менять в сложившемся укладе их «юрисдикционной» жизни. А всеобщее равенство епископов – оптимальная модель для Церкви, которая отказывается от жесткой «вертикали власти» синодально-патриархийного типа.

Предполагаемый союз епископов, по мере его распространения на всю территорию России, и станет подлинным возрождением Поместной Российской Церкви как свободного объединения автокефальных епархий, единомысленных в вере. Процесс “собирания осколков”, таким образом, прекращает быть безнадежным делом склеивания старого, саморазрушившегося, а становится плавильным котлом, где из старого и нового выплавляется новое – Истинная Церковь как чистая Невеста Христова, не имеющая порока или скверны. А “новая” она в смысле “вечная”, потому что многое из “старого”, земного, а то и еретического, мешало пробиться вечному в реальность нашей церковной жизни.

Василий Казаков,
для “Портала-Credo.Ru»