Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

ИНТЕРВЬЮ: Староста калужской общины Архиерейского совещания РПАЦ АЛЕКСЕЙ ЗАЙЦЕВ об «антираскольническом» опусе в калужской газете «Весть», реальных амбициях, компромате и добрых отношениях с митрополитом Климентом


"Портал-Credo.Ru": В минувшую пятницу в калужской областной газете "Весть" вышла статья с громким и интригующим названием "Игра "православных" престолов: кое-что о современных раскольниках", в которой предложен не совсем позитивный образ двух "калужских раскольников" – истинно-православного епископа Калужского и Обнинского Игнатия (Душеина) и богослова Алексея Зайцева. Как бы Вы прокомментировали эту статью, кто ее автор, о чем она и зачем?

Алексей Зайцев: Статья подписана звучным именем "Валерий Широков". Это, должно быть, широко известный журналист, правда, в очень-очень узком кругу, состоящем примерно из двух человек, одним из которых является сам автор статьи, а другим, наверное, тот редактор, который ее у него принимал для публикации.

Впрочем, подлинное имя автора статьи известно, конечно, не одному только Господу Богу, но разбирается с этим пусть все же Сам Господь Бог.

Сама по себе статья очень невнятная – чего уж ждать от такого рода профессионалов. В тексте без смыслу и толку собраны самые разные, никак не связанные между собой персонажи, выбраны непонятно по какому принципу фрагменты их биографий. Общий посыл – самый что ни на есть общий.

Например, почему-то упомянут епископ Варнава Прокофьев, который в свою бытность синодальным представителем РПЦЗ в России начала 1990-х годов организовывал какую-то общественно-политическую деятельность и связался со скандально известным обществом "Память", чем подпортил репутацию РПЦЗ. Но так это и в стилистике духовенства РПЦ МП –затевать какие-то сомнительные общественно-политические проекты, связываться с какими-нибудь не повышающими их общественный рейтинг группировками - "Ночными волками" или еще какими хищниками. В чем же криминал? И в чем раскольническая специфика?

Сейчас этот епископ Варнава лишен сана как в соединившейся с Московским патриархатом части РПЦЗ, так и в несоединившейся. К тому же, он успел прославиться почти открытым гомосексуализмом – что, кстати, тоже в стилистике немалой части епископата РПЦ МП. По кому бьет автор статьи, спрашивается.

Еще в тексте упоминается никому неведомый священник будто бы из ИПЦ(Р), который якобы был замечен в том, что в священническом облачении собирал пожертвования с верующих в храме РПЦ МП. Тут преступлением объявляется то, что является, можно сказать, основным родом деятельности священников самой РПЦ МП – собирать пожертвования с верующих, используя при этом прекрасно разработанную систему методов, подчас самых изощренных.

Также "всуе", хотя и довольно подробно, поминается предстоятель ИПЦ(Р) Митрополит Рафаил (Мотовилов), приводится его биография с сайта "Антираскол" – в целом правдивая, но с элементами лжи и специфически расставленными акцентами. ИПЦ(Р) с юридической точки зрения, пожалуй, самая солидная из всех православных религиозных организаций в России вне РПЦ МП. Поэтому, если внимание Митрополита Рафаила эта статья привлечет, у ее авторов и публикаторов вполне могут возникнуть конфликтные отношения с российским законом, в которые, впрочем, они и так вступили по собственной воле.

Наконец, в последних двух-трех абзацах упоминаются два собственно калужских раскольника – "епископ" Игнатий (Душеин) и "богослов" Алексей Зайцев. Тут я сразу оговорюсь, что с кавычками в первом случае я не согласен: Игнатий – епископ для меня без кавычек, настоящий, но окончательно вопрос этот может быть решен только в суде последней инстанции – у Господа Бога, Который, как мы верим, всяким настоящим епископством и заведует, а не на суде у широко известного в узком кругу "Широкова", компетенция которого под вопросом; а вот во втором случае я с кавычками полностью согласен – богослов я, конечно, ненастоящий, и когда меня так называют, густо краснею.

- Какую преступную деятельность "Широков" вменяет вам с епископом Игнатием?

- Епископ Игнатий в 1990-е годы преступно недоучился в Калужской семинарии (духовном училище – по версии автора статьи), преступно стал монахом и священником в РПЦ МП, каким-то таинственным образом, не имея образования, был принят в Союз журналистов России и даже возглавил миссионерский отдел епархии.

Моя преступная деятельность в том, что хотел быть монахом, но не стал (по секрету от жены признаюсь, что и сейчас на досуге бывает помечтаю), еще я якобы хотел быть священником в той же РПЦ МП (на самом деле не хотел, и не мог, и всячески уклонялся, но не исключаю, что мне про себя далеко не все известно). Еще я замечен в преступных попытках преподавать богословие в различных учебных заведениях РПЦ МП. Эти попытки продолжались около 15 лет – я преподавал и в Калужской семинарии, и в Нижегородской, и в Российском православном университете, и в Московской духовной академии. Но, по оценке автора, попытки были все безуспешными. Меру успеха он, правда, не определил – видимо, все в сравнении нужно познавать: иные преподаватели пытаются преподавать уже и 20-30 лет, а кто-то и 50. Так что здесь полный провал у меня, конечно. И вот, не вынеся такого провала, я ушел из большой и хорошей РПЦ МП в маленькую и плохую ИПЦ – от досады и обиды.

Последнее, кстати, роднит нас с владыкой Игнатием (да и вообще всех раскольников, пожалуй) – несбывшиеся непомерные карьерные амбиции – место Патриарха в РПЦ МП только одно, и нам всем на него не попасть! Поэтому и ну ее, эту патриархию.

Кстати сказать, автор, по неведению ли или по умыслу, упустил одну очень пикантную деталь – в течение более года я продолжал преподавать в одном из учебных заведений РПЦ МП, уже уйдя в церковном отношении в ИПЦ, получалось, что преподавал в роли Штирлица, так сказать. Коллеги знали, недоумевали, но спросить, как такое возможно, не решались.

- Шутки-шутками, но все-таки, как Вы считаете, у этой статьи есть какие-то заказчики? Она – какой-то сигнал?

- Ну какой сигнал?! Статья – личный подвиг одиночки-ополченца, контуженного в боях за родную Церковь, не более. Плод его многолетнего индивидуального зуда духовной ревности.

Какой сигнал, когда статья эта – мягко говоря, совсем не передовица, а затеряна где-то в приложениях газеты, на какой-то 33-й странице, где-то между кроссвордами, некрологами и гороскопами. Сигнал домохозяйкам, разве что, и их домашним питомцам…

Если и говорить о сигнале более-менее серьезно, то это сигнал, во-первых, епархиальному руководству – отслеживайте, пожалуйста, склонных к графоманству "пассионариев" с неустойчивой психикой в рядах вашей паствы, они ведь способны наделать глупостей, а отвечать-то не им, а вам, ответственным товарищам.

Выше я уже сказал, что автор привел такие образцы преступной деятельности раскольников, которым полностью соответствуют служители номенклатурной церкви. А ну, какой антиклерикально настроенный (а градус антиклерикальных настроений в современном обществе, молитвами активистов и прочих ответственных товарищей самом РПЦ МП, что греха таить, очень высок) и при этом профессиональный журналист начитается этих "игр престолов", да и поймет простую вещь – что это непаханое поле для разоблачений клерикалов всех мастей и пород теперь можно вспахивать, раз газета "Весть" сигнализирует. А ему-то – что раскольники, что нераскольники… Раскольники-то, пожалуй, поприличней – не так нагло себя ведут все же, поскромнее, страдают, скорее, нежели причиняют дискомфорт другим, в жизнь чужую особо не лезут… Чего не скажешь про…

Во-вторых. Далеко ходить не будем – например, вот у меня в друзьях было аж два заведующих канцелярией Калужской епархии (речь же о ней сейчас). Покидая ее пределы, они по дружбе поделились со мной многим из того, что даже на стол к управляющему епархией не попадало – чтение о героических подвигах многих выдающихся калужских церковных деятелей и чтение, надо сказать, не для слабонервных. И будь я столь обидчив и амбициозен, как о том пишет "Широков", его же собственный опус мог бы спровоцировать меня, например, на маленький местный аналог "курайгейта" - речь-то там ведь не о каких-то неоконченных семинариях или попытках преподавать в МДА, а о реальном криминале – нравственном и не только… Да я и вообще в этой тонкой сфере очень много знаю – 20 лет внутри системы, помноженные на природную наблюдательность . Но я все-таки не такой уж, к счастью, амбициозный человек, как то мечтает "Широков", а только так, слегка.

К тому же, со многими епархиальными священниками и даже с самим управляющим епархией (теперь митрополией) у меня всегда были самые добрые отношения, не сильно даже омраченные моим уходом из системы.

- С управляющим? Это Вы о митрополите Клименте?

- Да. У нас с ним, особенно в последние годы сотрудничества, были очень добрые, на мой взгляд, искренние отношения, основанные и на общности ряда интересов, и на взаимной человеческой симпатии. И эти отношения нисколько не испортились с моим уходом, свой уход я ему объяснял и обосновывал не один раз, а отношения продолжались.

Так что ни о каком заказе на этот смешной текст "Широкова" в газете с серьезным названием "Весть" со стороны епархии, по-моему, просто не может быть и речи, даже намека.

У нас ведь, можно сказать, существует негласный пакт о ненападении (и даже взаимопомощи).А тут, получается, какой-то шальной ополченец начинает без спросу пулять из самодельной рогатки по мнимому противнику. Что в такой ситуации делать штабным? Понятно что – ополченца изловить, изолировать, рогатку отнять, впредь строго наказать, чтобы ни-ни…

А уж редакторам из серьезной газеты "Весть" следовало бы оценивать уровень компетенции и "посвященности" авторов, предлагающих для публикации тексты на столь щекотливые темы, и, по крайней мере, консультироваться, прежде чем что-то подобное публиковать, с действительно компетентными и уполномоченными людьми, а не иметь дело ни пойми с кем.

Беседовал Алексей Малютин,
для "Портала-Credo.Ru"