Калужская епархия Истинно-Православной Церкви
Заканчивающийся 2015 год принес много новостей из дальних углов церковной жизни — из так называемых «осколков» РПЦЗ. Понимаю, что довольно давно, уже около трех лет, основные новости Истинного православия русской традиции порождаются вовсе не «осколками», а бывшими верующими РПЦ МП, которые создают новые и активные истинно-православные общины и предлагают новые принципы «собирания» ИПЦ…
Я и сам перестал выступать с итоговыми обзорами по «осколкам» после того, как подвел итоги еще 2012 года (здесь и здесь). В 2012 году все значимые процессы «межосколочного» взаимодействия, как я считал тогда, завершились. Но, во-первых, я ошибся — завершились не все (впрочем, как раз об этом я тут говорить не собираюсь, не время). Во-вторых, — это, кстати, то, из-за чего я собрался писать этот «Комментарий дня», — «осколки» все-таки производят поучительные новости, пусть и не всегда относящиеся к доброму и вечному, но нередко к дурному и хроническому.
Главной аудиторией моих обзоров ИПЦ русской традиции 2006-13 годов были верующие этих самых ИПЦ русской традиции. В то время это означало, что пишу я об «осколках» РПЦЗ для самих «осколков». Теперь принцип не меняется: я по-прежнему обращаюсь, в первую очередь, к верующим ИПЦ русской традиции. Но теперь он ведет к другой целевой аудитории: тем, кто пришли в 2010-е годы, и у кого нет ни опыта жизни в РПЦЗ, ни интереса к самой РПЦЗ и тому, что называлось ее идеологией. Интересует православие, а не РПЦЗ.
Основные события развивались вокруг следующих сюжетов:
1. Разделения по политическому признаку в связи с украинскими событиями. — Это наименее поучительно; постараюсь об этом как можно короче.
2. Маневры РПЦЗ(А) вокруг «мирового православия». — Весьма поучительно, но только в качестве «проверки на вшивость» тех греческих старостильников, которые в общении с РПЦЗ(А).
3. Удивительное и самое поучительное событие: дальневосточная паства вразумила своего епископа. — Считаю это главным «осколочным» событием 2015 года.
Теперь по пунктам.
1. Политобесие
Естественно, что в каждой из Церквей русской традиции, независимо от степени их православия, прихожане по-разному относятся к событиям в Украине. Столь же естественно, что они остаются при этом в одной Церкви. Православные христиане могут иногда даже воевать друг против друга, но церковное единство важнее тех вещей, из-за которых добрые люди обычно дозволяют себе поубивать друг друга на войне. Поэтому воевать — воюй, да не завоевывайся. Все просто.
Большинство верующих во всех «осколках» так это и понимали. Но некоторые понимали не так и устроили цирк. Всего цирковых представлений было три, причем, одно — секретное.
Секретное было в РИПЦ еще в июне 2014 года, когда Синод этой организации тайно поддержал одну из воюющих сторон, а верующим официально не сказали ничего вообще (заодно покончив с прежней информационной открытостью этого Синода), зато неофициально врали каждой стороне то, что она могла хотеть услышать. Итогом стало продолжающееся до сих пор состояние разброда. Между значительными частями этой Церкви разрушена коммуникация. Если бы не многолетнее «выгорание» многих активных членов этой Церкви, то там бы сейчас все бурлило. Реально же там тихо побулькивает. Для верующих самой РИПЦ эти события, разумеется, будут иметь значение, но для всех остальных — нет. РИПЦ уже много лет (где-то с конца «нулевых» годов) имеет отрицательную динамику роста, то есть убыль прихожан (естественная плюс просто «усталость» — постепенное снижение интенсивности церковной жизни до нуля) превышает приток.
Другое представление разыгралось в российской части РПЦЗ(А). Это самый мощный из «осколков», не испытывающий никакой стагнации и, в целом, развивающийся от силы в силу. Богословия там никакого нет, потому что оно только мешает работать. Глава юрисдикции, Митрополит Агафангел (Пашковский), иногда что-то выскажет богословское, но потом, как человек крайне разумный, подолгу «не употребляет». Зато в РПЦЗ(А) есть принципы, и они тверды — хотя их вряд ли больше одного. Он состоит в том, чтобы архиерею быть ангелом Церкви — в глазах попа, отведавшего Гундяева. Гундяевы тем и хороши, что после них архиерей легко может являться попу в образе ангела, так что поп будет верить несколько лет. Разумеется, РПЦЗ(А) — клерикальный проект: она конструируется из попов, а не из мирян. Единицей измерения количества Церкви тут служит один поп. Поп без прихода считается церковной ценностью; община без попа — трудноразрешаемая церковная проблема (вообще-то в Церкви должно быть наоборот).
Другими словами этот принцип существования можно назвать паразитированием на РПЦ МП. Поэтому РПЦЗ(А) будет до тех пор, пока РПЦ МП не развалится на несколько таких же РПЦЗ(А).
И вот с такой-то стабильной Церковью случился конфуз. Самая активная часть ее приходов в России отложилась от РПЦЗ(А). Это такие приходы, в которых почти официально была принята идеология ныне существующего Союза Русского Народа. Она не допускает веры в такого Бога, Который сотворил украинцев как отдельный народ. Но другого Бога для них нет даже в РПЦЗ(А). Он есть только в РПЦ МП, где можно найти богов на любой вкус в ассортименте, — но там надо поминать Гундяева как высшее над ними начало (в этом смысле монотеизм никто не отменял).
В общем, положение этой Церкви-Союза Русского Народа сложное. Вряд ли ей суждено блестящее будущее. Но и РПЦЗ(А) теперь утратила свое влияние в России (несколько общин осталось, но для них даже простое самосохранение проблематично). Однако за счет Украины дела в РПЦЗ(А) идут хорошо: распад украинской части РПЦ МП приносит и ей какие-то крохи с барского стола Киевского патриархата.
Наконец, третье и самое разудалое представление было устроено уже в октябре 2015 года в РПЦЗ(В-В). Правда, в этой замечательной группе число епископов давно уже успешно конкурировало с числом общин. Еще в 2008 году она вошла в режим ускоренной потери верующих и ускоренного же штампования епископов. Теперь, как и следовало ожидать, эти епископы, наконец, передрались. Маленькая РПЦЗ(В-В) брызнула новыми осколками — на этот раз тремя сразу, вместо принятого среди «осколков» многократно повторяемого деления пополам. Образовалась маленькая, но шумная секта поклонников русского бога и Путина, посланника его. Ей противостоит процветающий коммерческий проект с центром в Киеве, в котором поддерживается необходимая для бизнеса степень трезвости, а эмоции живущего в Америке формального первоиерарха, по возможности, гасятся. Но при этом образовалась третья часть, которая пока никуда не примкнула, — всего лишь из одного епископа и одного большого прихода (плюс несколько малых групп), но зато самая интересная; о ней будет ниже.
2. «Как честная девушка»
Осенью 2015 года Синод РПЦЗ(А) обратился с официальным посланием к низложенному за финансовые махинации и находящемуся под домашним арестом Иерусалимскому Патриарху Иринею, в котором явно выразил признание за ним архиерейского сана, патриаршего достоинства и вообще статуса борца за православие. При жизни в качестве действующего Патриарха Ириней если и был замечен в борьбе с экуменизмом, то лишь светским судом и лишь финансовой. Приговор суда прояснил его очи духовные, и он стал ругать экуменизм и искать себе союзников среди разных консервативных сил. Если кто подумал, что он хотя бы притворно выступил с покаянием в своей собственной причастности к ереси экуменизма, то это зря. РПЦЗ(А) сразу же радостно затрубила о своем единстве с «Патриархом Иринеем», и этим окончательно отсекла себя от любых переговоров с ИПЦ русской традиции, которые тогда (2009 год) как раз намечались: перед этим РПЦЗ(А) давала понять, что она не держится за прежде ей свойственное криптоэкуменическое учение киприанизма.
Обаяние сана Иерусалимского Патриарха для верхушки РПЦЗ(А) было столь великим, что она, похоже, не понимала, как это выглядело в глазах остальных русских ИПЦ. А выглядело это примерно так: девушку (РПЦЗ(А)) уже почти взяли замуж (в единство с истинно-православными), а она все же не выдержала и сбегала подработать в ближайшее заведение («мирового православия»). Она думала, что если не на полный рабочий день, то можно. Тогда такой образ мыслей вызывал, прежде всего, удивление: в РПЦЗ(А) совершенно искренне считали, что таким путем повышают свою собственную капитализацию для будущих дипломатических торгов, и не замечали, что оказались в совсем другом обществе.
Прошло несколько лет, история подзабылась, и тут — в стороне от Церквей русской традиции — получил развитие другой сюжет: объединение греческих старостильников вокруг их самого большого Синода, возглавляемого Архиепископом Афинским Каллиником (Синод этот шире известен как «хризостомовский» - по имени своего предыдущего предстоятеля). Церковные организации греческих киприанитов (криптоэкуменистов) вошли в этот Синод на правах унии — с формальным провозглашением единства веры, но без формального же отказа от прежней ереси киприанизма. Болгарская, румынская и русская (т.е. РПЦЗ(А)) Церкви, бывшие в одной «церковной семье» с греческими киприанитами, тоже оказались внутри этого греческого единства.
Догматическая беспринципность Архиепископа Каллиника была по достоинству оценена коллегами из конкурирующих греческих групп. Тут кстати всплыло и общение РПЦЗ(А) с Патриархом Иринеем. У Митрополита Агафангела стали требовать объяснений, в том числе и официальных от имени афинского Синода, и ему пришлось много вилять, чтобы сказать «нет — нет, мол, общения с Иринеем, — хотя отчасти и да, то есть чуть-чуть есть…». Так продолжалось в 2013-14 годах, а сейчас вдруг Митрополит Агафангел осмелел и сделал вполне однозначное заявление Синода. Чем он при этом руководствовался, нас не должно интересовать всерьез. А вот что по-настоящему важно отметить, так это догматическую беспринципность самого главного Синода греческих старостильников («хризостомовского»), у которого в Греции неформальный статус второй государственной Церкви.
Современное греческое старостильное движение больше всего напоминает русское старообрядчество, но не в той его части, которая состояла из эсхатологически и аскетически настроенных беглецов из мира, не подвижников Дубческих скитов, а твердо стоящих на земле купеческих династий, небезосновательно уверенных, что им будет под силу коррумпировать даже Антихриста. Догматы и каноны в руках барыги — это всегда товар, и продают его всегда разбодяженным. Нашему Митрополиту Агафангелу у греков еще учиться и учиться…
3. Как верующие спасли собственного епископа
История уже упомянутого епископа, который вылетел из РПЦЗ(В-В) на автокефальное (самостоятельное) положение, настолько трогательна и поучительна, что нельзя ее не рассказать подробней. Это епископ Владивостокский Анастасий (Суржик). В отличие от большинства своих коллег по прежней юрисдикции, это был настоящий епископ с приходами, а не плод игры межархиерейских интриг. В то же время, это был, что называется, епископ поневоле: хороший и самоотверженный настоятель прихода, которому самому бы не помешало епископское руководство, оказался вынужденным принять епископство. Все остальные варианты для Дальнего Востока были бы еще хуже, в том числе и вариант оставить Дальний Восток совсем без епископа. Но необходимого епископу кругозора у владыки Анастасия от хиротонии не появилось. Вся история его епископских решений — это, если в норме, обсессивно-компульсивное (т.е. невротическое) следование каким-то документам РПЦЗ (т.е. случайным бумажкам, которые получают непомерное значение в глазах архиереев, незнакомых с церковным правом), а в случаях неизбежных время от времени эксцессов (обратная сторона того же невроза) — эмоциональные всплески и срывы, когда ему случается «натворить делов».
Так вышло и на этот раз. На октябрьском Соборе РПЦЗ(В-В) в Киеве епископ Анастасий оказался между жерновами двух групп и не выдержал давления. В одно прекрасное утро он неожиданно (не только для паствы, а и для самого себя) уехал из Киева в Одессу, где скоропостижно присоединился к РПЦЗ(А) Митрополита Агафангела. Пикантность ситуации была в том, что до этого многие годы Митрополит Агафангел обличал эту группу и так воспитал всю свою паству.
Возвращение в Россию было для Анастасия отрезвляющим. Оно началось с того, что Калужское подворье Дальневосточной епархии (это небольшой приход с храмом) объявило своему архиерею о том, что с ним расстается. А затем и во Владивостоке стало ясно, что либо архиерей меняет позиции, либо он теряет всю или бОльшую часть епархии. За это время архиерей успел посоветоваться с более сведущими в церковном праве людьми, и поэтому у него было всех устроившее решение — переход на автокефальное положение. Об этом было объявлено на епархиальном собрании во Владивостоке.
Пока такое положение Дальневосточной епархии считается временным, но я думаю, что автокефальность всех архиереев должна стать нормой для истинно-православных Церквей. Это соответствует раннехристианским принципам организации Церкви. Ни к какой анархии это не поведет, потому что архиереи могут помогать друг другу и даже исправлять друг друга и без всякой административной власти. В случае серьезных обвинений против какого-то архиерея у остальных всегда есть возможность обратиться напрямую к его пастве; если им будет что сказать, то паства к ним прислушается, а наши архиереи, слава Богу, зависят от паствы, а не от своего церковного или светского начальства.
Епископ Григорий (Лурье),
для «Портала-Credo.Ru»