Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

РЕПОРТАЖ: Пересечения дискурсов. Первый день IV Мятлевских чтений ИПЦ, 8 июня 2015 г.

IV Мятлевские чтения - семинар, посвященный актуальным проблемам Истинного Православия, - проходят 8-9 июня в храме во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" в поселке Мятлево (Калужская область). Традиция проведения Мятлевских чтений была основана в сентябре 2013 года настоятелем этого храма епископом Игнатием (Душеиным), входящим в состав Архиерейского совещания Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ). Вторые и третьи Мятлевские чтения проходили в феврале и ноябре минувшего года с участием представителей различных «осколков» ИПЦ русской, украинской и греческой традиций. В четвертых Мятлевских чтениях, помимо представителей ИПЦ(Р) (епископов Александра и Адама), поучаствовали старообрядец и диакон УПЦ МП. Но, разумеется, наиболее представительной была «делегация» РПАЦ, в которую, в частности, вошли председатель Архиерейского совещания этой Церкви епископ Петроградский и Гдовский Григорий (Лурье), епископ Калужский и Обнинский Игнатий (Душеин), священник Вячеслав Головин, монахини Ксения, Кассия и Антония, Алексей Зайцев и другие.

В субботу, 6 июня, епископы Григорий и Игнатий в сослужении священников Вячеслава Головина (Волгоград) и Александра Кушнаренко (Калуга) совершили первое архиерейского богослужение в недавно образованной общине РПАЦ во имя св. Иоанна Шанхайского в городе Обнинске, где обустраивается помещение для постоянных служб. В Неделю Всех святых, 7 июня, те же епископы и священники совершили Божественную Литургию в мятлевском храме, за которой причастились практически все участники чтений. Собравшиеся поздравили с днем рождения старосту калужской общины во имя св. Игнатия Кавказского Алексея Зайцева - несомненного лидера истинно-православного движения на калужской земле, известного своими лекциями и публикациями о православном богословии и истории Церкви.

Приветствуя собравшихся, епископ Звенигородский ИПЦ(Р) Александр (Егоров) передал «неподдельный интерес» к чтениям со стороны предстоятеля своей Церкви Митрополита Рафаила (Мотовилова). «Истина утеряна в официозном православии, - сказал гость, - остатки истинно-православной веры с русской эмиграцией разошлись по всему миру».

Настоятель волгоградской общины Архиерейского совещания РПАЦ священник Вячеслав Головин поделился своим опытом попечения о бездомных - он приютил в общей сложности 10 мужчин и женщин на своих квартире и даче. Свою деятельность в нынешнем качестве о. Вячеслав начал в 2012 году, заметив, что среди бездомных «есть вполне приличные люди». По его наблюдениям, воцерковлению в этой среде способствует тюремный опыт, который имеют многие из бездомных, поскольку «у всех сидевших есть религиозный опыт». Основным мотивом служения этого священника является призыв апостола: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов», причем, по мнению о. Вячеслава, «градус ношения тягот должен постепенно повышаться», а в ИПЦ «обязательно должна вестись и социальная работа».

Доклад монахини Кассии (Сениной) из Санкт-Петербурга был посвящен практике многодневных постов в современной Православной Церкви. Указав на 69-е Апостольское правило, докладчица отметила, что каноническими обязательными являются лишь Великий пост и однодневные посты по средам и пятницам. Апостольский (или Петров) пост, как раз начавшийся в день чтения доклада, возник в церковном обиходе как епитимия для тех, кто не постился в Святую Четыредесятницу. Проанализировав памятники византийского канонического права (в первую очередь - толкования правил Зонары, Аристида и Вальсамона), м. Кассия сделала вывод, что в эпоху расцвета Византии посты перед наиболее важными праздниками (например, перед Рождеством Христовым) продолжались 7 дней. Возникновение нынешних правил Петрова, Успенского и Рождественского поста докладчице установить не удалось, но ее дополнил епископ Григорий (Лурье), который сообщил, что эти правила восходят к афонскому уставу XII века. По замечанию монахини Кассии, «сейчас никто фактически по уставу не постится (устав подразумевает ограничения не только в качестве пищи, но и в количестве ее приемов), и пост превратился в диету». В заключение она призвала предоставить соблюдение трех многодневных постов (Великого поста это не касается) воле желающих, либо ограничить эти посты 7 днями, а также перенести акцент в соблюдении поста с телесного воздержания на духовную практику. Со своей стороны, епископ Григорий не считает «диету» недостойной христиан практикой, ведь такая постная «диета» «выключает человека из обычного социального общения».

Представившийся в качестве старообрядца, не принадлежащего к какому-либо определенному согласию, Кирил Меламуд ознакомил участников чтений с восемью «обличениями никонианской ереси», сформулированными в конце апреля нынешнего года Собором Русской Древлеправославной Церкви (также известной как «новозыбковское» или «беглопоповское» согласие) в Москве в рамках диалога этой Церкви с сообществом греков-старостильников («матфеевцев»), возглавляемым митрополитом Кириком. В ходе последовавшей дискуссии участники чтений согласились с тем, что часть «обличений» носит спекулятивный характер, поскольку полемизирует с книгой «Жезл правления», принятой на Московском Соборе 1666-67 гг., но позже отвергнутой официальной Российской Церковью (автор книги, Симеон Полоцкий, был даже подвергнут анафеме). Наибольший интерес в «обличениях» представляет осуждение практики «обливательного крещения», отметили выступавшие, а главный редактор «Портала-Credo.Ru» Александр Солдатов обозначил как задачи ИПЦ осуждение проклятий, наложенных в XVII веке на истинно-православные учение и обрядность, а также покаяние в последовавших за ними гонениях на православно верующих людей.

Доклад Александра Солдатова был посвящен каноническим структурам РПЦЗ в СССР в 1970-80-е гг. - то есть до открытия «легальных» приходов. Докладчик указал на клир схиепископа Петра (Ладыгина) как на основной «кадровый ресурс» этих канонических структур (епархии и "семей" приходов) - из подписавших знаменитое прошение в Архиерейский Синод РПЦЗ 1975 г. 14 клириков большинство составляли как раз «ладыгинцы» - сторонники достаточно умеренного течения в Катакомбной Церкви. Особое внимание Александр Солдатов уделил роли иеромонаха (позже - схиархиепископа) Лазаря (Журбенко), тайно хиротонисанного во епископа в Москве в 1982 году, в становлении канонических структур РПЦЗ в СССР. Выступавший обратил внимание на двойственность статуса этих структур, которые в различных документах Соборов и Синода РПЦЗ как признаются, так и не признаются составной частью этой Церкви. Вкратце докладчик коснулся полемики вокруг «нового учения об анафеме на экуменизм» Митрополита Виталия (Устинова), ставшего первоиерархом РПЦЗ в 1986 году и спровоцировавшего раскол, затронувший, в частности, и российских катакомбников, а также ответил на вопросы слушателей, касавшиеся схимонаха Епифания (Чернова) и епископа Феофана (Говорова), архив которого оказался по большей части утрачен в эмиграции.

После обеда Наталья Горшенкова и монахиня Кассия (Сенина) провели круглый стол, целью которого была формулировка перечня тем, вызывающих наиболее острые дискуссии среди последователей ИПЦ и сочувствующих им в Интернете. «Неразрешимые» противоречия между современным психологическим и святоотеческим дискурсами в решении аскетических проблем, а также вырождение «духовной практики» в современном христианстве стали основными проблемными полями, вызвавшими достаточно бурные споры собравшихся.

IV Мятлевские чтения продолжаются 9 июня.

А.С.,
«Портал-Credo.Ru»