Калужская епархия Истинно-Православной Церкви
VI Мятлевские чтения — неформальный семинар, посвященный актуальным проблемам Истинно-Православной Церкви (ИПЦ), — состоялся 6-7 мая в поселке Мятлево Калужской области, при храме во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Традиция проведения Мятлевских чтений была заложена в сентябре 2013 года настоятелем этого храма епископом Игнатием (Душеиным), входящим в состав Архиерейского совещания Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ).
«Опыт помощи нарко- и алкозависимым в условиях ИПЦ» — так назывался доклад епископа РосПЦ(Д) Михаила Белгородского и Южно-Российского. Его выступление началось с небольшого фильма, в котором рассказывалось о созданном им реабилитационном центре для помощи людям, решившим избавиться от алкогольной и наркотической зависимости.
После фильма епископ Михаил рассказал об истории центра и о проблемах реабилитации в целом. Центр был разгромлен после того, как представители РПЦ МП попытались отнять здания, построенные для реабилитантов. Сейчас центр воссоздается в новом месте в другом регионе, что является тяжелым испытанием для епископа Михаила и его сподвижников. Вместе с ним от РосПЦ(Д) на семинар прибыли иерей Павел, две монахини и несколько мирян.
Епископ Михаил рассказал, что основным условием выздоровления алкоголиков и наркоманов является четкое понимание ими собственной болезни и невозможности самостоятельно отказаться от разрушительной привычки. Пока человек заявляет, что он не болен или что он может «бросить пить в любой момент», излечение невозможно. Но и после осознания проблемы путь к здоровью очень далек и требует нескольких лет напряженной работы. В частности, желательно, чтобы человек смог получить новую профессию, это даст ему возможность зарабатывать, но не пересекаться со своим прежним кругом общения.
Епископ Михаил рассказал также о разнице между алкоголиками и наркоманами. У аклозависимых людей психика чрезвычайно подвижна, в то время как наркоман напоминает зомби, реабилитация наркозависимых — это гораздо более сложная задача.
Наталия Горшенкова из московской общины в честь св. Кассии Константинопольской сделала доклад на тему «Обсессивно-компульсивное расстройство: что и зачем нужно знать о нем православному человеку». Докладчица рассказала об основных признаках обсессивно-компульсивного расстройства и о том, как может проявляться это заболевание в религиозной жизни. У страдающих этим расстройством людей непроизвольно появляются навязчивые или пугающие мысли (так называемые обсессии), при этом больной пытается избавиться от вызванной мыслями тревоги с помощью навязчивых и утомительных действий.
Третий доклад первого дня семинара был также посвящено вопросам социального служения. Священник Вячеслав Головин из волгоградской общины РПАЦ рассказал о некоторых аспектах помощи людям, лишившимся жилья, на примере своего центра помощи бездомным.
В завершающем докладе первого дня епископ Петроградский и Гдовский Григорий (Лурье), председатель Архиерейского совещания РПАЦ, предложил обзор проблем Русской Церкви до XVII века. Обсуждение этих проблем получило актуальность в связи с продолжающимися переговорами АС РПАЦ с Русской Древлеправославной Церковью.
Второй день Мятлевских чтений открылся богословским докладом Алексея Белоуса из Санкт-Петербурга «Церковь как Тело Христово». На основании писаний святых отцов был всесторонне проанализирован тезис из статьи Михаила Караваева «Метод подстановки»: «Так как Церковь=Тело Христово=Христос (и вряд ли кто-то с этим будет спорить), давайте заменим слово "Церковь" на слово "Христос" в вышеупомянутых выводах [чад РПЦ МП]. Получается, что "Христос у нас так себе, однако другого нет".»
Монахиня Ксения (Митренина) из Санкт-Петербурга сделала доклад на тему «Жизнь в толпе: пример святого Иоанна Кронштадтского для современных христиан». На основе дневников святого Иоанна и воспоминаний о нем была сделана попытка рассмотреть, как он мог сохранять память Божию в условиях постоянной суеты и присутствия множества людей.
Наталья Горшенкова из Москвы сделала второй в рамках нынешних чтений доклад - на тему психологии групп. Первые разработки в этой области были сделаны в конце XIX века Гюставом Лебоном. Его исследование «Психология народов и масс» стало настольной книгой Ленина и Гитлера, что позволило им поставить чудовищные эксперименты над народами России и Германии. Позже открытия Лебона развивались другими ученым. Особенно важными для церковной ситуации оказались исследования Уилфреда Биона, который исследовал поведение небольших групп людей. Чаще всего в таких группах возникают патологические отношения одного из трех типов, позволяющие избегать личной ответственности и собственного изменения: либо зависимость от нарциссического лидера, либо состояние постоянной борьбы с врагами (при отсутствии внешних врагов такая группа разделяется на части и начинает борьбу между этими частями), либо жизнь в надежде на появление чего-то важного и хорошего в будущем. Кроме того, возможна правильно организованная рабочая группа. В докладе были рассмотрены ее свойства и предпосылки к ее созданию.
В последнем докладе семинара епископ Григорий (Лурье) рассмотрел проблему общин, не имеющих священников. Число таких общин стало быстро расти после того, как некоторые юрисдикции ИПЦ ввели правило не принимать священников без паствы и по катакомбной традиции разрешать мирянам самостоятельно причащаться Святыми Дарами. Такие общины бывают двух типов. Первые можно назвать «старыми» — они имели опыт существования в качестве общины со священником, но позже либо отделились от «поповской» общины, либо остались без священника. Второй тип общин — «новый», он состоит из людей, объединившихся вокруг совместного богослужения, но ранее не составлявших единого прихода со священником.
Епископ Григорий выделил несколько видов общин «старого» и «нового» типа, рассказал о существующих в их среде опасностях и о способах дальнейшего развития таких общин.
После заседания второго дня под председательством Алексея Зайцева состоялся круглый стол, на котором обсуждалось изменение формата Мятлевских чтений, а также проблема адаптации в ИПЦ присоединяющихся к ней чад РПЦ МП.
Монахиня Ксения,
для «Портала-Credo.Ru»