Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

РЕПОРТАЖ: В чем ересь сергианства, польза тайм-менеджмента и что общего у древлего благочестия и Истинного Православия. Второй день IV Мятлевских чтений ИПЦ, 9 июня 2015 г.

Второй день IV Мятлевских чтений, посвященных актуальным проблемам Истинного Православия, 9 июня (о первом дне рассказывается здесь), открылся докладом «Чуждая догматов: сергианство как вид антицерковной ереси» Романа Кашпира, старосты находящейся под временным омофором епископа Петроградского и Гдовского РПАЦ Григория (Лурье) истинно-православной общины в честь преп. Александра Свирского в Новой Зеландии. Автор доклада не смог приехать на семинар, доклад был зачитан ведущим чтений – Алексеем Зайцевым.

Чтения традиционно проводятся с сентября 2013 года в храме во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в поселке Мятлево (Калужской области) по инициативе его настоятеля, члена Архиерейского совещания РПАЦ епископ Калужского и Обнинского Игнатия (Душеина).

Отправной точкой для своего доклада Роман Кашпир избрал данное сергианству определение не просто как раскола, но как ереси. Основываясь на полемике преп. Феодора Студита против так называемой ереси михизма (блудной ереси), автор относит принятую в созданной митр. Сергием (Страгородским) структуре идеологию к разряду антицерковных ересей, которые, в отличие от обычных догматических ересей, искажающих церковное вероучение, формально хранят его, но искажают саму христианскую жизнь в ее основании, возводят в принцип фактическое попрание евангельских заповедей и церковных канонов. При этом сергианство как ересь имеет и свою специфику: «К давним, общим для антицерковных ересей чертам [сергианство] добавило две свои особые: служение антихристианской власти и тщание создать лжецерковь».

«Хозяин» семинара епископ Калужский и Обнинский Игнатий (Душеин) выступил с докладом, во многом перекликающимся с предыдущим: «Толкование образов из Апокалипсиса у св. новомученика Михаила Новоселова». Среди целого ряда образов Откровения св. Иоанна Богослова, которые Новоселов связывает с реалиями исторической действительности, свидетелем которой он был, центральным является образ жены-прелюбодейцы, восседающей на красном драконе. Этот образ, считал св. мученик Михаил, явственно указывает на сергианскую организацию, ради благ мира сего отказавшуюся от Христа как своего Основания, избрав вместо Него служение открыто антихристианской власти большевиков ради «благоденственного жития» на земле.

«Может ли что доброе быть от тайм-менеждмента» - назывался доклад монахини Ксении из Санкт-Петербурга. Современные технологии хорошо научились скрытым образом воровать наше внимание и время, начала свое выступление монахиня Ксения. Она привела несколько примеров таких технологий и пояснила, что можно противостоять им, продолжая изучать новые методы современного воздействия. Но этот путь она назвала ложным, добавив, что он может привести к паранойе, когда «начнут облучать из микроволновой печки». Лучше научиться противостоять этим технологиям, ворующим наше внимание, не слишком разбираясь в их разновидностях. Для этого, по мнению докладчицы, можно использовать, в числе прочего, и опыт тех современных деловых людей, которые специально для охраны своего времени разработали технологии тайм-менеджмента. Монахиня Ксения назвала их «современными спортсменами», которым призывали подражать святые отцы, потому что сегодня в наибольшей степени именно они, а не спортсмены, добиваются успеха благодаря приложению собственных усилий. После этого докладчица изложила некоторые приемы тайм-менеджмента, добавив, что главные цели христиан и деловых людей отличаются, и что в ИПЦ особенно актуальны евангельские слова о том, что «жатвы много, а делателей мало».

В обсуждении после доклада епископ Григорий (Лурье) отметил, что во многих аскетических правилах можно увидеть приемы, сходные с приемами современного тайм-менеджмента. Кроме того, слушатели обсудили тему об оптимальных видах деятельности во время приступов уныния.

Следующий докладчик участвовал в Мятлевских чтениях впервые: это заштатный диакон Одесской епархии УПЦ МП Евгений Моргун, переставший по вероучительным причинам поминать священноначалие и ушедший в заштат. Его доклад – «О том, как взаимосвязаны три силы души, четыре добродетели и семь даров Святаго Духа по творениям святых отцов» – итог многолетнего самостоятельного изучения патристической аскетической традиции. Автор в сжатой форме с использованием схем и таблиц описал базовые богословско-антропологические положения византийских святых отцов, во многом восходящие к античной философии, но творчески преобразованные и адаптированные для нужд христианской аскетики.

Евгений Моргун наглядно показал взаимосвязь схемы трех сил души (мыслительной, раздражительной и желательной) со схемами четырех родовых добродетелей (мудрости, мужества, целомудрия и справедливости)  и семи даров Святого Духа (премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия и страха Божия). Полная версия доклада, которая в ближайшее время будет опубликована на «Портале-Credo.Ru», может рассматриваться как краткое учебное пособие по святоотеческому учению о добродетелях.

Доклад на тему «От митрополита Антония Блюма к Истинному Православию» прочитала прихожанка АС РПАЦ из Санкт-Петербурга Елена Лудилова. Она рассказала, как книги митрополита Антония привели ее в Православие и долгое время были для нее важной поддержкой на христианском пути. Особенно важным для нее были жизненный опыт митрополита Антония, его вера и стремление служить ближним. Она рассказала о некоторых эпизодах из его жизненного пути и добавила, что «его экуменизм брать с собой не нужно», хотя «в последних своих работах митрополит Антоний заявлял о невозможности молитв с инославными».  Точкой недоверия к митрополиту Антонию для докладчицы стал его персонализм, красной нитью проходящий через многие его произведения. Именно отсюда начался ее поворот к Истинному Православию.

В ходе обсуждения докладчице напомнили, что она пришла в ИПЦ в 2010 году после налета на храм святой Елисаветы РПАЦ в Санкт-Петербурге сотрудников центра «Э» МВД РФ. Она отметила, что этот ее поступок, несомненно, связан со взглядами митрополита Антония, который всегда «переживал за гонимых». После этого дискуссия перетекла в обсуждение роли митрополита Антония (Блюма) в захвате Московской патриархией «обломков РПЦЗ в Европе».

Последним докладчиком этих Мятлевских чтений был епископ Петроградский и Гдовский Григорий (Лурье). Его доклад «Истинное Православие как богослужение» имел церковно-практическую нацеленность. Епископ Григорий поставил развитие истинно-православных общин в прямую зависимость от того, сделают ли они центром своей жизни богослужение – церковное и домашнее, включая практику Иисусовой молитвы, – или ограничатся декларативными идеологическими установками и постоянными разговорами о том, «какая плохая Московская патриархия и как хорошо, что мы из нее ушли».

После обеда состоялось заседание секции «Истинное Православие и старообрядчество». Представитель старообрядчества Кирил Меламуд предложил истинно-православным участникам семинара сформулировать свою позицию относительно основных претензий старообрядческих Церквей к деяниям осудившего старообрядчество Московского Собора 1666 г.

На каждый из восьми пунктов старообрядческих обличений решений этого Собора истинно-православные участники чтений - главным образом, епископ Григорий (Лурье) и Алексей Зайцев - тезисно изложили собственную позицию: Собор 1666 г. имел не только антиканонический характер, но и провозгласил ряд осужденных Церковью ересей, поэтому никаких препятствий для анафематствования решений этого Собора со стороны ИПЦ нет, однако и старообрядцам со своей стороны стоило бы переоценить многое из того, что они считают частью своего аутентичного предания, но что, однако, вступает в противоречие с церковными канонами, в частности, многие решения так называемого Стоглавого Собора. Кирил Меламуд был удовлетворен итогами дискуссии и обязался опубликовать ее на сайте «Русская вера». Ответы истинно-православных на старообрядческие обличения Собора 1666 г. также планируется опубликовать отдельным документом.            

Монахиня Ксения, Алексей Зайцев,
для «Портала-Credo.Ru»