Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Сиэтлийская хиротония. О. Игнат Пономарчук стал новым митрополитом Святой Православной Церкви в Северной Америке (HOCNA)

Церковные торжества, связанные с хиротонией нового митрополита Сиэтлийского в составе Синода Святой Православной Церкви в Северной Америке (Holy Orthodox Church in North America – HOCNA), прошли 12-13 декабря в кафедральном соборе святителя Нектария в Сиэтле, штат Вашингтон. Согласно избранию Священного Синода, главой митрополии HOCNA, охватывающей приходы Западного побережья США, стал протопресвитер Игнат Пономарчук, получивший при монашеском постриге то же имя - Игнат.

HOCNA, также известная как Бостонский Синод, представляет собой явление очень интересное с религиозно-культурной точки зрения. С одной стороны, это достаточно консервативная истинно-православная юрисдикция, заявляющая о своем преемстве с РПЦЗ времен святого Митрополита Филарета (Вознесенского) и с «авксентьевской» ветвью ИПЦ Греции. С другой стороны, это американская Церковь, богослужения в храмах которой совершаются преимущественно на английском языке и проповедь которой адресована, в первую очередь, носителям современной американской культуры. Духовным центром HOCNA является широко известный в истинно-православном мире Спасо-Преображенский монастырь в Бостоне, точнее – в пригороде Бостона Бруклайне, штат Массачусетс. Монастырь был основан в середине 1960-х гг. архимандритом Пантелеимоном, бессменно почитающимся в качестве монастырского старца (да и, фактически, духовника всей HOCNA) и по сей день. Личность о. Пантелеимона вызывает горячие споры среди православных Америки. После отмены Константинопольским Патриархом Афинагором в 1965 г. анафем на католиков, когда на Афоне и во всем грекоязычном православном мире возникло мощное движение «непоминающих», Преображенский монастырь отделился от Вселенского патриархата и присоединился к РПЦЗ, чей новый первоиерарх, Митрополит Филарет, как раз провозгласил непримиримый по отношению к экуменизму и богословско-каноническому модернизму курс. В Преображенском монастыре особо почитают святителя Филарета, показывая гостям его мемориальную келью на втором этаже трехэтажного монастырского особняка. Спустя 20 лет, после кончины Митрополита Филарета, смена курса РПЦЗ и обвинения в адрес о. Пантелеимона со стороны ее нового руководства послужили причиной перехода монастыря и около 20 поддержавших его скитов и приходов под омофор греческого Синода Архиепископа Авксентия, который вскоре открыл и свое подворье в России. Духовно-каноническую связь с Бостоном поддерживали группы российских катакомбных христиан, для которых в 1991 г. был хиротонисан в сан епископа Казанского катакомбный исповедник о. Гурий (Павлов, + 1996). В конце 1990-х – начале 2000-х гг., в результате распада «авксентьевского» Синода в Греции после кончины Архиепископа Авксентия, HOCNA фактически превратилась в поместную истинно-православную Церковь Америки, хотя ее предстоятель номинально был и местоблюстителем Афинского «авксентьевского» престола. Поместный характер Церкви окончательно определился после ее вступления в 2013 году в каноническое общение с греческим старостильным Синодом Архиепископа Макария (известен также как «Ламейский» Синод), куда также входит другой осколок «авксентьевцев» - Православная Церковь Франции. В 2010-13 гг. Церковь пережила расколы, последний из которых был связан со спором о природе Имени Божия (от HOCNA отделились так называемые «имяборцы», отказывающиеся принять формулу «Имя Божие есть Бог»).

Сейчас Синод HOCNA возглавляет энергичный 36-летний Митрополит Григорий (Бабунашвили), который хорошо говорит на родном грузинском, английском, испанском и русском языках. В Преображенском монастыре живет на покое многолетний предстоятель Церкви Митрополит Ефрем, который сосредоточился на богословских и церковно-исторических трудах. Приходы Канады возглавляет старец-Митрополит Торонтский Макарий, в прошлом – российский экзарх «авксентьевского» Синода (теперь HOCNA не имеет приходов в России, которые распределились по разным юрисдикциям, часть окормляется клириками Украинской Автономной Истинно-Православной Церкви (УАИПЦ; предстоятель – Епископ Иов (Коновалюк)). Также в Канаде служит викарный епископ Маркхамский Андрей, хорошой знавший великих столпов РПЦЗ Митрополита Филарета и архиепископа Андрея (Рымаренко), духовного наследника Оптинских старцев. Таким образом, митрополит Сиэтлийский Игнат (Пономарчук) стал пятым по счету иерархом HOCNA. В результате драматических событий последних лет число приходов HOCNA несколько сократилось, отдельные общины – например, бостонская – оказались разделены. В подчинении Бостонскому Синоду сегодня находятся 5 монастырей и скитов в США и Канаде, порядка 15 приходов в США и несколько в Канаде, 2 прихода в Грузии и миссионерские общины в Мексике, Гватемале и Колумбии.

2 декабря в небольшом храме Преображенского монастыря состоялся монашеский постриг о. Игната. По греческой традиции, которой во многом следует монастырь (его старейшины – о. Пантелеимон, Митрополит Ефрем и игумен Исаак по национальности греки, их духовное образование и первоначальное становление как монахов связаны с греческой традицией), постриг был совершен на Божественной литургии, после малого входа, причем литургия имела некоторые «крещальные» особенности (вместо Трисвятого пелось «Елицы во Христа крестистеся…»). Монашеское имя о. Игната было выбрано по жребию: в небольшой ковчег положили записки с 5 разными именами, поставили его на престол, а во время литургии старец вытащил одну из них, которую, как потом выяснилось, написал сам о. Игнат. В монастыре и некоторых приходах HOCNA до сих пор вызывает искренний смех и умиление факт столь необычной «смены имени». Опять же, в соответствии с греческой традицией, избранный епископ был пострижен сразу в великую схиму. На постриге присутствовал Епископ Луцкий и Ровенский Иов (УАИПЦ), что было особенно важно для о. Игната, ощущающего свою духовную и культурную связь с родной Украиной, откуда его семья вынуждена была бежать в годы Второй мировой войны.

10-11 декабря в Сиэтл стали съезжаться представители духовенства и мирян для участия в предстоящем церковном торжестве. Делегацию Преображенского монастыря возглавил его настоятель игумен Исаак, а братскую УАИПЦ представляли иеромонах Мартиниан и диакон Роман из прихода во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в г. Ровно. 12 декабря епископ Маркхамский Андрей совершил в Свято-Нектариевском соборе Божественную литургию по случаю дня своего тезоименитства, перенесенного с 13 декабря по случаю предстоящей хиротонии митрополита. Достаточно скромный снаружи, внутри сиэтлийский собор выглядит просторно и внушительно. Восточная, включая алтарь, часть храма имеет высокие своды, расписанные фресками в каноническом стиле; с севера к собору примыкают большой приходской зал и подсобные помещения, в том числе книжный магазин. Храм расположен в северной части города, дорога к нему проходит мимо русского Свято-Николаевского храма (ныне – РПЦЗ МП), в подклете которого находится комната, где почил святитель Иоанн (Максимович). Безусловно, особым почитанием в сиэтлийском соборе HOCNA пользуется епископ Нектарий (Концевич; + 1983), духовный сын преподобного Нектария Оптинского. Как и в большинстве храмов HOCNA, в сиэтлийском соборе имеется свой «русский уголок» - подборка фотографий чтимых иерархов и священников РПЦЗ на стене приходского зала.

Накануне архиерейской хиротонии, 12 декабря вечером, протоиерей Димитрий Кукунов, клирик собора св. Марка Эфесского в Бостоне, совершил праздничную вечерню. Примечательно, что по греческой традиции эта служба, которая приходилась на воскресный день, повторяла полное чинопоследование праздника Пятидесятницы – даже положенные по уставу воскресные чтения и песнопения на ней не звучали. HOCNA следует греческой певческой традиции, хотя мелодии некоторых гласов упрощены, а песнопения исполняются, в основном, на английском языке.

Утром в воскресенье, 13 декабря, в соборе была совершена утреня с чтением канона Пятидесятницы, а затем сонм духовенства торжественно встретил Митрополита Григория, который был облачен посередине храма. На Божественной литургии ему сослужили митрополит Торонтский Макарий, епископ Маркхамский Андрей, архимандрит Исаак (Бостон, Массачусетс), протопресвитер Никита Паласис (Сиэтл, Вашингтон; основатель и многолетний настоятель Свято-Нектариевского прихода), протопресвитер Андрей Борода (Миннеаполис, Миннесота), протоиерей Петр Фарнсвос (Карлайл, Пенсильвания), протоиерей Димитрий Кукунов (Бостон, Массачусетс), священник Богдан Бородий (Альберта, Канада), сиэтлийские диаконы Джеймс Диммок и Анастасий Борн, а также диакон из Бостона Давид Раффнер. Весьма представительную группу иподиаконов (более 10 человек) возглавлял сын о. Игната Лесь (Леонид) Пономарчук, судья по профессии. В соборе молилось около 100 человек – примерно поровну мужчин и женщин, немало было и детей.

Перед началом литургии избранный епископ Игнат произнес пространное Исповедание веры и, держа в руках Евангелие, дал обещание строго блюсти каноны, посещать приходы своей епархии и ничего не делать без согласия Синода и других епископов. После пения «Елицы во Христа крестистеся…» священники подвели избранного епископа к царским вратам, где его встретили епископы для совершения троекратного обхождения вокруг престола. Затем состоялось само рукоположение с литургическими особенностями, присущими греческой традиции. По окончании молитв хиротонии, при вручении новорукоположенному митрополиту каждой из епископских одежд народ в храме громко восклицал «Аксиос!» («Достоин!»). Новорукоположенный иерарх возглавил дальнейшее служение литургии. Проповедь после евангельского чтения произнес Митрополит Григорий, который подчеркнул важность и символизм совершения богослужения Пятидесятницы в день архиерейской хиротонии. Он обратил внимание на два главных дара Пятидесятницы: веру и священство - преемство догматики и иерархии от апостольских времен до наших дней. «Отче наш» на литургии было прочитано на английском, греческом, испанском и арабском языках, а затем – спето по-церковнославянски. Все молившиеся в храме причастились, как это вообще принято в HOCNA, где считается кощунственным и нелепым присутствовать на литургии и не причащаться. В заключении литургии Митрополит Григорий вручил митрополиту Игнату архиерейский жезл, что было обставлено менее торжественно, чем в русской традиции, - без выхода на середину храма и высокопарных речей.

После службы в приходском зале был устроен роскошный банкет, вкусные запахи от приготовления которого стали проникать в храм с самого начала литургии, напоминая о диалектических взаимоотношениях между небесным и земным пирами. Было видно, как искренне прихожане любят своего отца-владыку Игната. За трапезой прозвучали приветственные речи каждого из иерархов, участвовавших в хиротонии, а также некоторых священников и мирян. «Многая лета», по обычаю HOCNA, пели на церковнославянском языке.

Митрополит Игнат (в миру – Игнат Прокопович Пономарчук) родился 11 февраля 1938 года в городе Хусте, на территории Подкарпатской Украины, входившей тогда на правах автономии в состав Чехословакии. Его отец, Прокопий Павлович, был офицером Украинской народной армии, сражавшейся за независимость Украины в 1918-20 гг., а затем, после провозглашения 15 марта 1939 г. независимости Карпатской Украины, участвовал в вооруженной борьбе против венгерской интервенции. В результате оккупации Карпатской Украины семья Пономарчуков вынуждена была бежать в Германию, где в конце 1941-го – начале 1942-го гг. она получила разрешение на возвращение в Украину. Пономарчуки прожили в Киеве более года, однако перед наступлением Красной армии опять вынуждены были бежать – на сей раз в Чехию. В 1946 г. чешские власти начали процесс передачи СССР перемещенных лиц, родившихся на советской территории (в 1944 г. Карпатская Украина, ныне Ужгородская область Украины, была присоединена к СССР). Друзья в чешской полиции сообщили об этом отцу будущего митрополита, и семье удалось бежать в Германию, где они смогли устроиться в лагерь для перемещенных лиц под эгидой ООН в Баварии. После закрытия лагеря, получив американскую визу, семья Пономарчуков переехала в 1950 г. в США. При поддержке общины методистов они поселились в Сиэтле и стали прихожанами Свято-Спиридоновского храма Американской митрополии (ныне – Православная Церковь в Америке). В 1956-60 гг. будущий митрополит служил в американских ВВС. После службы он смог завершить свое образование в качестве инженера и историка в Вашингтонском университете, к тому времени он уже стал прихожанином Свято-Николаевского собора РПЦЗ. В 1961 г. в этом соборе Игнат венчался с переселенкой из Украины Зинаидой Бенцель-Печаткивской, которую позже в приходе HOCNA принято было называть «Мама» (+ 2009). Он работал в корпорации «Боинг», частных компаниях и Вашингтонском университете. 16 мая 1976 г. епископ Сеатлийский РПЦЗ Нектарий рукоположил о. Игната в сан диакона, а спустя 10 лет архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский РПЦЗ Антоний возвел его в сан протодиакона. Присоединившись вместо со своим приходом к будущему Бостонскому Синоду, 22 июля 1990 г. о. Игнат был рукоположен в сан священника епископом Бостонским Ефремом. Недавно он стал настоятелем Свято-Нектариевского прихода, сменив на этом посту одного из самых видных клириков HOCNA протопресвитера Никиту Паласиса.

Александр Солдатов,
«Портал-Credo.Ru»