Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Григорий (Лурье). 38 лет духовной жизни. Слово в Неделю о расслабленном (24.04/07.05.2017)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем воспоминание исцеления расслабленного. Те воспоминания, которые были после Пасхи и которые уже прошли, были связаны с днем Воскресения – Фомино уверение и Неделя Жен Мироносиц. А теперь у нас начинаются  те воспоминания, которые больше связаны с Пятидесятницей.

О чем говорит сегодняшнее празднование? Оно похоже на то, которое у нас будет через две недели – о слепом, — потому что и там, и там происходят исцеления; и там, и там события описаны только в Евангелии от Иоанна; и там, и там исцеление связано с водой, хотя, конечно, силою Христовой; и там, и там это большая купель около Иерусалимского Храма, только сегодня это Вифезда, а потом будет Силоамская купель.

С двух сторон от Храма – с северной и южной – были две больших купели (притом, что там еще было много маленьких) для того, чтобы толпы паломников могли проходить через них на Храмовую гору. На Храмовую гору нельзя было подняться, не пройдя ритуального омовения, даже если речь шла о толпах паломников в праздник.

И вот Вифезда имела пять притворов, то есть пять колоннад, которые археологически  сейчас раскопаны. И на поверхности этого рассказа мы тоже видим нечто важное – человек впал в долгое расслабление по причине грехов. Потом он долго терпел и, в конце концов, дождался того, что Господь его исцелил.

Но об этом подробно не будем говорить, потому что кто читал Евангелие и посещает богослужение регулярно, те и так это помнят. Но есть нечто особенное, что указывает на более глубокие смыслы. В частности, это число 38. О чем оно говорит?

38 – это число лет, когда иудеи блуждали по пустыне. В Библии называются разные числа лет для этого периода – 38, 40, 42. Где называется 38? Это во Второзаконии, когда перед тем, как перейти через Иордан, Моисей произносит напутственную речь народу Израильскому, но сам он Иордан не перейдет – вот как раз там сказано, что 38 лет они блуждали.

Здесь тоже происходит нечто подобное переходу через Иордан. Вифезда – это купель, через которую тоже переходят, как переходят Иордан. Переходят из просто города на святую гору, и получают исцеления, но и не все могут перейти. Все это подобно нашим телесным болезням, подобно переходу через Иордан и, самое главное, подобно нашим духовным болезням.

Для того, чтобы пройти через Иордан в землю обетованную, так же как и для того, чтобы пройти через купель и оказаться на храмовой горе, нужно отрешиться от своих грехов – это и сказано сегодня в указании на грехи расслабленного. Не сразу после того, как ты перестал их делать, и, может быть, даже понял, что они плохи, получаешь возможность перейти и начать новую жизнь.

Зачастую так бывает, что добровольно ты и не перестанешь их делать. Какие-то меры Божии воспринимаются нами тяжело, и они на самом деле тяжелые, но они затрудняют нам возможность совершать грехи. И когда мы не имеем физической возможности, когда мы, например, заболеваем так, что нам приходится менять наш прежний образ жизни, связанный с нашими прежними грехами, тогда мы сначала возмущаемся, потом привыкаем, а потом задумываемся.

И задумываемся, что, может быть, несколько неправильно мы жили, и лучше бы жить иначе. И тогда уже нам не опасно для нашей духовной жизни получить здоровье. Или мы осознаем, что можем грешить разнообразными способами, и даже каких-то способов у нас нет, то все равно число способов бесконечное, но не в этом наша жизнь состоит, а в том, чтобы быть с Богом. Для этого мы должны остановиться, подождать – примерно, 38 лет как раз, — походить по пустыне или полежать в качестве расслабленного, — это символическое число, означающее некую длительную полноту, — и вот только тогда перемениться.

Поэтому не надо сетовать на то, что вот у меня не получается, я вот целую неделю не грешу каким-то определенным грехом, а все равно у меня как-то вот не очень. Конечно, кому-то и неделя зачтется за 38 лет – мы читаем у святых отцов, что так оно и бывает, но это бывает редко, когда человек кается очень серьезно. Это может быть с каждым человеком, например, перед смертью или в других экстремальных ситуациях.

Но чаще так не бывает, а бывает иначе. А когда бывает иначе, то нужно потерпеть. Нужно в каждой ситуации, в которой мы чувствуем дискомфорт, прежде всего потерпеть и подумать: а что в ней хорошего? Мы чувствуем в ней дискомфорт, а надо почувствовать комфорт. Если мы не хотим грешить, как мы привыкли, то нам здесь открываются какие-то новые возможности: возможность помолиться и делать что-то полезное вместо того, чтобы делать что-то вредное, что делали раньше.

Поэтому надо вчитываться во все эти истории и примерять их на себя. Но примерять не только в том смысле, хотя иногда это тоже полезно, что я мог быть тоже больным или я болен не так, а эдак – это все поверхностно, хотя и тоже полезно, — а примерять их внутренне. Понимать, что здесь, в этих историях, закодированным, глубоким и поэтому понятным нам языком говорится то, что происходит с нашей душой.

И если мы научимся без перевода, а как на родном, читать на этом языке, читать Евангелие, то оно нас будет очень поддерживать. Мы даже иной раз будем и не понимать, как оно нас будет выправлять. Всякие ситуации, которые казались нам темными и безнадежными, будут оказываться светлыми, понятными и даже незаметными – мы не будем их замечать как какие-то особые ситуации. Просто жить и молиться.

Аминь.

епископ Григорий