Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Григорий (Лурье). 38 лет и мысленный Иордан. Слово в Неделю о расслабленном (16/29.04.2018)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем воспоминание событий из Евангелия от Иоанна, связанных с исцелением расслабленного, а через две недели у нас будет похожее воспоминание, тоже из Евангелия от Иоанна – о слепом. В том и в другом случае исцеление произошло так, что было связано с купелью, у купели.

Около Иерусалимского храма было две больших купели – Вифезда, о которой сегодня была речь, и Силоам, о которой будет речь в Неделю о слепом. Для того чтобы войти на храмовую гору, которая была священной, нужно было совершить ритуальное омовение. Для этого существовали специальные бассейны, обычно небольшие. Но в дни великих праздников шли толпы паломников, которые никак не могли бы поместиться в эти бассейны. И на эти случаи с одной и с другой стороны храма было две больших купели, проходя через которые, паломники, таким образом, омывались. То есть как бы пересекая Иордан, что немаловажно, как мы сейчас узнаем.

Про Вифезду говорится, что она «пять притвор» имела, – это означает, что она была из двух прямоугольных бассейнов-резервуаров. Сейчас археологи ее раскопали. Верхний набирал дождевую воду, и она копилась в течение значительной части года, а потом открывали заслонки, наполнялась нижняя часть бурлением, и в ней омывались паломники, а наверху копилась новая чистая вода.

Символизм этой сцены в Евангелии от Иоанна исторически связан как раз не с днями Пятидесятницы, а с днями предпасхальными. А именно, само указание на 38 лет, которые расслабленный провел в болезни – это довольно однозначное указание на символизм этой сцены, потому что 38 – это число, редко встречающееся в Библии. В книге Второзакония это точное число лет, которое Израиль путешествовал по пустыне, и после 38 лет подошел к берегу Иордана, и там Моисей произнес свои последние речи, и сам не вошел, как и все, кто вышел из Египта. Почему они не вошли? Из-за греха. Вошли уже только их потомки. Также и прохождение через Иордан, которое тогда произошло – оно означало освобождение от грехов и омовение для тех, кто перешел.

И вот это прохождение через купель Вифезду – оно означало то же самое. История с расслабленным – это не просто исцеление от телесного недуга, и не просто сопровождающее это и самое главное – исцеление от душевного недуга, от греха, но это и вход в землю обетованную. Для того чтобы нам войти в землю обетованную, нам надо покаяться, долго подождать и очиститься.

А для чего нужно ждать, почему покаяние быстро не бывает? Да, мы можем быстро решить, что «я был неправ». И то – быстро или не быстро – это большой вопрос. Но, конечно, осознать неправильность каких-то своих поступков и настроений, хоть это бывает сложно, – все равно легче, чем в них покаяться. Потому что покаяться – это значит не просто осознать, что они ошибочны, нехороши, а осознать, что они меня отделяют от Бога, а я хочу быть именно с Богом, а не с ними. А то часто я осознаю, что меня это отделяет от Бога, но просто мне это ближе и интересней, чем Бог.

А вот если пусть даже мой организм просится быть с этими грехами, но хочу я быть с Богом, то тогда постепенно человек может заставить себя, все свое существо слушаться голоса духовного разума, для того чтобы, зацепившись за то, как быть с Богом, с Ним и оставаться, чтобы выправляться. И вот для этого зачастую требуется определенное время.

Недаром епитимьи назначаются (в тяжелых случаях) в виде отлучения от причастия. Но подразумевается, что человек не вообще теряет церковь и всякий с ней контакт, а потом через какое-то время приходит, а предполагается, что во время епитимьи он тоже ходит в церковь, тоже молится, тоже старается, кается, и, само собой, дома молится, и так постепенно он исправляется.

Точно так же и при присоединении к Церкви, при крещении: тоже не следует никого принимать сразу. Потому что крещение покаяния тоже предполагает, что человек хочет изменить свою жизнь, и не просто хочет, а уже начал менять. А это всегда требует времени. Конечно, к нашему счастью, это не всегда 40 или 38 лет, но пусть это будут даже три месяца, но это все равно требуется для нас, потому что так у нас возникают навыки.

Многие наши грехи являются нашими навыками. И, как пишут не только греческие философы, но и святые отцы, привычка является второй натурой, второй природой. Нам нужно исправлять те грехи, которые стали привычными, – а у нас, собственно, все привычки, если мы живем в миру – более или менее греховные. Они различаются не тем, что одни хорошие, а другие плохие, а тем, что в одних больше плохого, они более смертоносные, а другие – менее. Как и болезни различаются как более легкие и более тяжелые, вот так же и наши привычки. И надо менять привычки. И понятно, что это занятие на всю жизнь. Но надо положить некое начало.

Об этом нам говорит сегодняшнее Евангелие. Не сразу Бог исцелил этого расслабленного, а спустя 38 лет. За эти 38 лет он уже понял, чем он согрешил, и он точно каялся. Потому что слов «больше так не поступай, больше не греши» этому человеку оказалось достаточно, чтобы понять, о чем речь. Это значит, что Господь уже понимал, что не надо называть подробно, о каких грехах речь, не надо ни в чем его убеждать, человек действительно уже все осознал.

Нам это лучше успевать делать не за 38 лет, а побыстрее, и вырабатывать другие привычки. Потому что мы должны очень твердо знать, что когда возникают какие-то бедственные для нас или просто тяжелые обстоятельства, то они существуют для того, чтобы мы исправлялись. И нам нужно стремиться не к тому, чтобы они поскорее закончились, а к тому, чтобы поскорее исчезла причина, ради которой они нам посланы. То есть чтобы мы наконец усвоили урок и исправились. Как только мы это сделаем, так и эти обстоятельства изменятся. Но наступят какие-нибудь другие, чтобы мы исправлялись в чем-нибудь другом. Особенно отдыхать, конечно, не надо, но будет некоторое разнообразие, из-за чего жизнь становится более выносимой. Но, как бы то ни было, надо верить и в то, что Бог всегда избавит, и в то, что Он это сделает своевременно, а не сразу, как мы захотим, потому что так нам полезнее.

Аминь.

епископ Григорий