Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Григорий (Лурье). Что в наших силах, и что — нет. Слово в Неделю пятую святых постов (20.03/02.04.2017)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее богослужение готовит нас понемногу к смерти Лазаря и к Страстной седмице, хотя еще и несколько издали. Сегодня был канон, который посвящен притче о Богатом и Лазаре, и если строго формально рассуждать, то там вроде другой Лазарь, тем более про бедность этого Лазаря и его кончину ничего такого не известно.

Но в каноне они сближаются, упоминаются немного вперемешку, и если мы не будем задумываться о том, кто из них был кем реально, то по смыслу они, действительно, во многом совпадают. Один Лазарь заболевает в понедельник, а в среду умирает – вся неделя будет с соответствующими богослужениями.

Но так же сегодня читалось Евангелие от Марка, где двое сыновей Заведеевых из числа двенадцати приступили к Иисусу и захотели быть у Него самыми первыми. И Он их спросил: можете ли вы претерпеть то, что Я претерплю? И они несколько самонадеянно ответили, что могут.

Но когда это заметили остальные десять учеников из двенадцати, то они совершенно справедливо возмутились и поставили вопрос: а почему это они впереди? И Иисус объясняет всем, что такое на самом деле быть впереди. Впереди надо быть так же, как Он – Он впереди всего человеческого рода, но пришел не для того, чтобы Ему служили, а для того, чтобы Самому послужить.

Он говорит: тот, кто среди вас хочет быть первым, да будет всем слуга. Это очень ясно показывает, как устроена церковная община, и как вообще нам жить. В церковных общинах бывают люди, которые становятся какими-то лидерами, особенно епископами, которые хотят именно быть первыми, чтобы «им  послужили». Такие люди не только не могут креститься тем крещением и пить ту чашу, что и Христос, но они становятся причиной впадения в ересь, в распад целых общин.

Потому что эти люди под влиянием тех искушений, которые будут обязательно – это нормально, – разваливают вокруг себя все, что можно. Если ты сам стремишься к тому, чтобы быть пониже, то тогда ты будешь и попрочнее. Как говорят святые отцы, хотя это и народная мудрость тоже, если не забираешься высоко, то не будет тебе высоко падать.

В Евангелии сказано, что смиряющий себя, т.е. унижающий себя, вознесется, а возносящий себя – смирится, т.е. будет унижен. Это относится к жизни христианских общин, к жизни каждого из нас. Нам не надо о себе особенно много думать – как я сделаю то и се. Особенно, если мы вспомним, сколько у каждого из нас задач как у христиан – тем более не надо думать о том, как я это сделаю, потому что ответ на этот вопрос заранее известен.

Если я, то никак. Потому что то, что всерьез от нас требуется, выходит за пределы наших возможностей, и выходит так далеко, что даже и не увидеть. Это совершенно нормально. Поэтому нам надо быть в согласии с волей Божией – тогда Господь даст какие-то силы, даст какие-то ресурсы, которых сейчас не просто нет, но даже непонятно откуда они могли бы взяться, и даже непонятно, что они нужны.

Все будет постепенно. Это каждый из христиан может наблюдать по своей жизни хоть в какой-то степени, если сознательной жизни верующего человека было хотя бы несколько месяцев, даже если он еще не был христианином, а еще лучше — несколько лет.

Поэтому нам надо не смущаться перед всякими трудностями, которые впереди нас ожидают. Да даже и думать не надо, трудность это или не трудность. Надо просто думать, что я должен делать. Это очень важно, потому что когда человек не имеет представления о том, что он должен делать в данный момент, то он на один шаг от паники.

Как только возникнет какая-то ситуация, которую он будет воспринимать как угрозу, то он этот шаг сделает – паника начнется. Паника охватывает нас тогда, когда мы чувствуем опасность, но совершенно не понимаем, что с ней можно сделать. Если мы понимаем, даже сколь угодно ложно, то паники уже не будет, а будет уже что-то более трезвое, даже если мы неправильно понимаем, а если правильно, то и еще лучше.

Поэтому нам надо всегда стараться понимать, что надо держаться воли Божией, и держаться памяти Божией поэтому — иначе невозможно держаться воли Божией, – держаться молитвы. И совершенно не бояться, не обращаться внимания на трудность и величие предстоящих нам задач, на невозможность совершения их нашими силами.

Аминь.