Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Григорий (Лурье). Игра с Богом, но без правил. Слово во Святый и Великий Вторник (13/26.04.2016)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня за богослужением мы читали вторую и главную часть проповеди Христа на Масличной горе. Именно к сегодняшнему дню она и было приурочена изначально в древности. И читали мы сегодня в основном притчи, которые объясняют нам, по каким критериям мы будем судиться, как нам жить, и притчи эти разные.

По большому счету они говорят об одном и том же, но для того они и должны быть разными, что они все-таки говорят разное. Вот здесь их важно читать все подряд, а не выбирать какую-то одну. И важно понимать, что то, что нам кажется понятным, нам все-таки непонятно все равно, если мы не понимаем целого – то есть всего этого ряда притч.

Последняя из этих притч нам очень хорошо известна, наверняка ее все помнят – про агнцев и козлищ. Одних награждают за  то, что они накормили, посетили, ухаживали за Ним, когда Он болен был, хотя они Его и не узнали, а другие за то, что они этого не делали, подлежат осуждению. Здесь Бог представляет Себя добрым и сострадательным.

А перед этой притчей идет другая притча – о талантах. И там все наоборот – Бог представляет Сам Себя не только не добрым и не сострадательным, а вообще каким-то бандитом, который злой, который несправедливый, который собирает там, где не сеял, который хочет взять не свое, а чужое. И наказывает человека не за то, что тот что-то у него украл – наоборот, тот человек пытается ему отдать то, что его, — а за то, что он не отдал серебро в рост, хотя ростовщичество осуждается, но другие награждаются за то, что они отдали в рост в его пользу.

Но потом он еще говорит: «ты же знал, что я такой грабитель, что я собираю чужое, где не сеял, и собираю, где не расточил, то есть подбираю, что не я потерял». Бог Себя представляет вот таким нехорошим. И дальше продолжает:  «И вот за то, что ты этого не делал, ты подлежишь всяческому наказанию».

В другие притчи за недостатком времени я углубляться не буду. Но эти две притчи совершенно противоположные, хотя идут подряд. В одном случае мы осуждаемся, если не будем делать ради Бога что-то хорошее, а в другом осуждаемся, если не будем делать что-то плохое.

И вот о чем говорят все эти притчи вместе? О том, что мы не должны думать с точки зрения человеческой, хорошо это или плохо, а должны думать только с одной точки зрения – как угодить Богу. Мы должны не просто исполнять заповеди Божии, не нарушать их, а надо понимать волю Божию – это гораздо сложнее, потому что нет какого-то правила, чтобы можно было просто понимать это правило, а волю Божию отдельно от правила стало бы можно не понимать.

Воля Божия ни в какие правила не укладывается. Поэтому правила какие-то есть, они нам помогают понять волю Божию, но они нам не заменяют Его Самого. Мы должны понимать и делать вещи, которые с точки зрения хороших людей, что нас окружают, могут быть совершенно нехорошими – они могут такими казаться или в самом деле будут такими нехорошими.

Потому что, к сожалению или к счастью, но никак не формализуется воля Божия. Понятно, что, в результате, промысл Божий ведет всегда к лучшему, но формализовать никак нельзя. Поэтому невозможно выполнить те заповеди, которые изъяснены в притчах, если не иметь реальной связи с Богом. Если не молиться Богу и не получать ответа от Бога, то просто невозможно понять, что нам делать.

Если мы к Нему не обращаемся, то невозможно понять Его волю. Казалось бы, без Него мы и так знаем, что же нам делать – всех накормить и так далее. Нет, не получится так. Есть такая заповедь – не укради. Мы ее выполняем так, как выполнял тот, с одним талантом, и ему это не помогло совершенно. Вот так все может оказаться – то есть совсем все неожиданно.

Мало того, что у нас Бог должен быть, мало того, что к Нему надо обращаться – надо иметь терпение послушать Его ответ, а ответ всегда будет. Многие люди говорят, что они к Богу обращаются, а Он им не отвечает – этого не бывает абсолютно никогда. Бывает, что Он задерживает им свой ответ, но даже в этой задержке есть некоторый ответ. И если мы будем продолжать молиться, то будем понимать, что сейчас нам лучше побыть в неопределенности.

Но, в конце концов, обязательно ответ будет. Конечно, здесь есть другая опасность – принять за ответ Божий то, что является совсем даже не Божиим, то, что в аскетической литературе называют прелестью. Но от этой опасности никуда не деться, невозможно, чтобы не было опасности. Возможно, чтобы эта опасность была, но мы ее как-то избегали с помощью Божией, помня, что она есть. Но чтобы совсем опасности не было – это невозможно, пока мы живы.

Вообще, о чем говорят эти притчи? Получается, что ни одну из них нельзя исполнить буквально. Например, притча о талантах представляет Бога как человека, который нарушает многие божественные заповеди – Он преступник с точки зрения Закона Моисеева, и Он Сам Себя так представляет.

Поэтому не надо думать, что Бог с точки зрения какой-то житейской морали хороший или плохой. Надо понимать, что Он вообще за пределами этого. И мы не можем спастись, если будем следовать какой-то морали. Мы можем спастись, если будем следовать Богу. Бог — это не мораль. Как, например, про человека, которого зовут Петя или Маша, нельзя сказать, что он мораль, но можно сказать, что он человек.

Про Бога тем  белее нельзя сказать, что Он – это какие-то принципы, какая-то мораль. Бог – это даже и не человек. Бог – это Бог. Но, не имея возможность объяснить это как-то иначе, мы имеем более важную возможность – мы можем к Нему все время обращаться. Если мы будем в Нем и с Ним, то Он нами будет руководить, будет объяснять смысл Своих поучений, в том числе и выраженных в этих притчах, и вообще всех – каких угодно.

И главное – мы будем понимать Его волю. Если мы это делать не будем, то ничего не получится. Наше самое главное дело – никогда не полагать, что мы можем устроиться без  Бога, и что мы можем знать, как нам правильно жить. Второе – никогда не полагать, что Бог может нас оставить, не объяснив нам, как надо устраиваться с Ним. И вот так – между страхом и надеждой, радостью – мы должны совершать свое спасение.

Аминь.

епископ Григорий