Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Григорий (Лурье). Как стало просто быть истинно-православным. Слово на день памяти священномученика Иосифа, митрополита Петроградского, и Кирилла, митрополита Казанского (07/20.11.2016)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память наших исповедников Истинно-Православной Церкви, которых православные христиане особенно почитают во всем мире – Иосифа Петроградского и Кирилла Казанского. Но для нашего города и для нас особенно важна личность Иосифа Петроградского, который был последним православным митрополитом нашего города. Он им оставался, хотя это было только символически, до самой своей кончины в 1937 году. После этого здесь, конечно, было много православных христиан, но у них не было епископа, который был бы именно на этой кафедре. И вот сейчас мы продолжаем то, что было при Иосифе Петроградском.

Когда мы это продолжаем, то возникает два противоположных и по-своему полезных чувства – чувство крайней неловкости и чувство того, что мы имеем некое подспорье. Вот часто у нас говорят, что вот как мало у нас истинно-православных христиан, как у нас все плохо, да как мало приходов, людей. Конечно, когда мы так говорим, а потом вспоминаем, что было в 20-30-е годы, то, конечно, возникает сильнейшее чувство неловкости.

Конечно же, так нельзя. Что было в 30-е годы? Во-первых, отпадение уже почти всего народа. И людей, которые хоть как-то себя называли верующими, оставалось весьма мало – их было гораздо меньше, чем теперь. Из них к Истинно-Православной Церкви себя относили единицы. Приходы уничтожались, люди расстреливались, никакого просвета не было. Конечно, истинно-православные христиане по-человечески надеялись на то, что будет какая-нибудь война, когда советский союз «раздолбают» окончательно, и что все равно хуже не может быть, чем советская власть.

Были такие надежды, но, во-первых, они были не у всех, потому что духовные люди понимали, что надеяться надо на Бога, а мирские упования посрамляют. Во-вторых, мы хорошо знаем, что произошло во время войны – где-то что-то начинало улучшаться, но все это было ненадолго и не особо хорошо.

Что получалось дальше? Десятилетия этого беспросветного советского мрака. Но в это время были не тысячи, а десятки, а может быть и сотни тысяч людей, которые как-то сохраняли православие. Они дичали, они оставались без священников, особенно без епископов, но они все равно оставались и были в том уповании, что либо возродится каким-то образом Церковь, либо закончится земная история. А перед концом земной истории Церкви возрождаться и не положено. И то, и другое их полностью устраивало.

И вот и нас оно должно полностью устраивать. Что мы имеем сейчас? Мы имеем постоянный рост Церкви. Приходят новые, все более мотивированные люди. Конечно, кто-то может сказать, что по сравнению с 90-ми годами сейчас упадок, но что было в 90-е годы? В 90-е годы Истинно-православная Церковь, которая тогда была Зарубежной на территории России, куда присоединялись и катакомбные общины, была раздута как мыльный пузырь. Туда пришло очень много людей, совершенно непонятно зачем. Или даже понятно, но тогда это еще хуже бывало.

Прошло лет пять, и более 2/3 тех людей исчезли, а за последующие годы исчезло еще больше. Есть у меня довольно точная статистика, сколько их исчезало. А те, кто остались – были мотивированными людьми, серьезными. Постепенно они составили критическую массу, которая возрастала и возрастает в наше время. Конечно, быстрого роста Церкви сейчас быть не может и недолжно. С чего бы? Быстрый бывает тогда, когда поблизости от церковной ограды ходит очень много людей, которые еще на знают, что надо быть христианами, но это отвечает их внутренним устремлениям. Да, таких людей, может быть, и немало, но сказать, что их много – это было бы неким безумием.

По сравнению с тем, что было в 30-е годы, как жили тогда, как наши духовные предки не унывали – сравнить даже нельзя. Конечно, и тогда уже бывали упаднические настроения среди истинно-православных христиан. Особенно они усиливались тогда, когда происходило предательство, особенно масштабное.

Ведь не просто происходила борьба, были гонения от советской власти, но под влиянием этих гонений происходило еще предательство своих. Иногда это были священники, которых завербовывало НКВД, и в петроградском клире было двое таких. Но были целые отпадения епархий – особенно с Агафангелом Ярославским. Как это происходило: сначала большая церковная организация ярославцев поддержала движение нашего митрополита Иосифа, но спустя несколько месяцев они ушли, и это произвело оглушительный эффект, это подорвало Церковь больше, чем все остальные меры. И тогда митрополит Иосиф, который находился в ссылке, фактически под домашним арестом, написал письмо-утешение в Петроград, что такое вот будет происходить, но не надо на это обращаться внимание, а надо идти своим путем.

Это было труднее всего сказать, но это было необходимо, и он это сделал. А что теперь говорить нам? Нам надо понимать, что мы по своему духовному малолетству и младенчеству, находимся в тепличных условиях, в которых даже стыдно быть истинно-православным христианам. Особенно это касается непосредственно нашего прихода, который имеет возможность служить в таком храме.

Поэтому уж если нам все приносят готовым, все у нас есть, то надо хотя бы этим пользоваться и стараться, благодарить Бога и молиться, чтобы молитвами наших святых предшественников нам до конца удержаться в православии самим – это самое главное, - а потом, чтобы в православие пришли еще какие-нибудь люди.

Аминь.

епископ Григорий