Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Григорий (Лурье). Хлеб насущный. Слово на Великий Четверг (23.03/05.04.2018)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем воспоминание Тайной Вечери – это главное из воспоминаний Великого Четверга, того самого дня, когда была установлена Евхаристия. Зачем была установлена Евхаристия? В Евангелии мы читаем: «Сие творите в Мое воспоминание». Что такое воспоминание?

Очень многие люди сегодня, даже некоторые из тех, кто именуют себя православными, считают, что воспоминание – это просто вспомнили. Вспомнили, поели символически – это такие поминки получаются. Конечно, православная Церковь никогда это не понимала как поминки. Но как же тогда понимала? — Как истинные Тело и Кровь Христовы.

Да, можно сказать, что Тело и Кровь Христовы являются символами, но только в особом смысле этого слова. В литургии Василия Великого как раз и называются святые Дары символами —вместообразными Тела и Крови, — потому что если в подлинном виде Плоть Христова была бы как тело и кровь, мы бы тогда не могли ее есть, и в некоторых чудесах тело Христово так и являлось для того, чтобы преодолеть чье-то неверие. Но обычно в Евхаристии Тело Христово является не в Своем природном виде, а в виде хлеба и вина. В этом смысле это символ.

Но, как сказал Максим Исповедник, тут Господь Бог Сам благоволил стать Своим символом. То есть Бог Сам с помощью Самого Себя, как в данном случае, когда речь идет о Евхаристии, Себя изображает в символе, поэтому это сама реальность Плоти Христовой.

Но зачем ради воспоминания этого нам причащаться Тела и Крови Христовой? На это отвечает православное Предание, и даже был целый Собор в ΧΙΙ веке, который говорит, что мы в литургии не просто повторяем и вспоминаем какие-то моменты, связанные с жертвой Христовой, как это могло бы быть в театре, символическом представлении – многие именно так понимают литургию, — а мы оказываемся реально в тот самый один единственный раз. Мы его не повторяем, потому что повторить его невозможно, мы его не изображаем символически, потому что это как раз возможно, но бессмысленно, потому что это не даст нам реального участия в Теле Христовом, а если здесь реально приносится Жертва Тела Христова, значит, мы в ней участвуем. Она совершена была один раз и навсегда, как сказано в Послании к Евреям, и мы именно в том самом единственном жертвоприношении участвуем.

Но тогда остается один последний и, может быть, самый главный вопрос: для чего это мне, для чего в моей жизни это нужно? Ведь для того, чтобы исправляться, мне нужно только мое собственное желание, подражать хорошим примерам, избегать плохих. А некоторые говорят нам, что это помогает сверхъестественно. Конечно, помогает, но не так, как могла бы помогать какая-нибудь магическая таблетка.

К сожалению, еще распространено мнение о причастии, что это магическое средство, волшебное лекарство, которое меняет нас помимо нашей воли или просто по нашему желанию, но без нашего усилия приводя нас ко спасению. Вот некоторые считают, что если они причащаются, то они уже точно спасаются. Конечно, святые отцы многократно обличают такое понимание и обличали его неправильность, потому что в Евхаристии мы должны участвовать еще и сами своей всей жизнью.

А почему причащаться надо больше одного раза? Ну, причастился ты как-то один раз, участвуешь своей собственной волей, хочешь соединиться со Христом – и хорошо. А зачем надо причащаться постоянно? Действительно, бывает, что люди причащаются только один раз, а потом принимают мученическую кончину – и больше не успевают. Бывает, что и одного раза они не причащаются, а сразу принимают мученическую кончину, только исповедовав себя христианами, даже не крестившись. Но тогда надо считать, что это крещение кровью, и они принесли Евхаристию не на хлебе и вине, а на своих собственных телах.

Для того, чтобы та Евхаристия, которая приносится на хлебе и вине, была для нас действенной, мы должны тоже принести, как говорит апостол Павел как раз о такой Евхаристии, «тела наши в жертву живу, святу, благоугодно Господеви». То есть мы должны все равно принести самих себя в жертву со Христом, чтобы участвовать в этом жертвоприношении, чтобы нам быть участниками Евхаристии, мы должны участвовать в Жертве Христа.

Это все логично – если мы хотим, чтобы в нашем богослужении была та самая жертва, то мы и в своей жизни тоже стремимся идти со Христом, включая Его смерть. Апостол Павел говорит в Послании к Римлянам, что мы, во Христа Иисуса крестившиеся, в смерть Его крестились.

Но почему же все-таки одного раза для обычной ситуации недостаточно? Бывает, что достаточно, когда человек потом преставляется от временной жизни к вечной, но, как правило, нет. Вот зачем надо регулярно причащаться? Сколько нужно причащаться? Ответ дает молитва Господня: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Необычное слово «насущный» не только по-церковнославянски необычно, но и по-гречески. Оно толкуется только двумя способами у святых отцов, и оба этих разных толкования дают один и тот же смысл, оба они верны. Первое – это хлеб над-сущный, то есть сверхъестественный хлеб дай нам каждый день. А другое толкование по-церковнославянски не объяснить, а по-гречески легко понятен – тот хлеб, который собирается прийти, то есть хлеб будущего века.

Евхаристия – это Хлеб сверхъестественный, и сверхъестественный именно тем, что является Хлебом будущего века и Телом Христовым, которое есть Царство Небесное и жизнь будущего века.

Поэтому в молитве Господней, вопреки некоторым ее неправославным толкованиям, говорится, прежде всего, о Евхаристии, и говорится о том, когда нам ее надо получать, – каждый день. А почему каждый день? Потому что каждый день мы должны принимать пищу, чтобы жить.

И вот как мы должны вспоминать Бога каждый день, потому что без памяти Божией мы умираем в качестве христиан – в качестве биологических организмов еще какое-то время продолжаем жить, но в качестве христиан мы умираем, как только теряем память Божию. А для того, чтобы ее иметь, мы должны питаться Евхаристией.

Иметь память Божию – это не просто помнить, что есть какой-то бог, предположим, очень симпатичный. Это не память Божия – это светское, доступное даже почти неверующим людям знание о Бытии Божием. Очень хорошо, если оно есть, но оно нас не спасает. Память Божия, когда мы говорим о православии – это молитва к Богу, это обращение к Богу, постоянное с Ним взаимодействие.

И тогда, конечно, Бог к нам приходит, и приходит каждый день в Евхаристии. Поэтому нормой является причастие каждый день. Так и причащались древние христиане, для этого у них дома были Святые Дары, чтобы причащаться в те дни, когда не совершалось общественное богослужение. По возможности и мы сейчас тоже вполне  можем к этому стремиться, к этому приходить. Особенно это касается тех, кто живет по-монашески или стремится жить по-монашески – им точно уже не на что отвлекаться и можно причащаться почти каждый день.

И конечно, я хочу напомнить: является грубым нарушением присутствие за Евхаристией человека, который не причащается, даже если это мирянин. Он должен иметь или серьезные уважительные причины не участвовать в Евхаристии, либо он отлучен от причастия – но это тоже уважительная причина, что пока ему еще нельзя, или он еще не присоединился к Церкви. А просто стоять и не причащаться, если ты христианин, присоединившийся к Церкви, нельзя. Это наказывается по соборным правилам, так же, как и в случае клирика, если он присутствует при совершении Евхаристии, но не служит, — отлучением от причастия, пока не явит плодов достойных покаяния. То есть на усмотрение того, кто отлучает, должны быть достойные плоды покаяния, и тогда он может разрешить приступать к Святым Тайнам.

Если мы каждый день обращаемся к Богу, потому что у нас есть память Божия, то мы питаемся пищей божественной, которой является Сам Бог, по возможности каждый день, насколько это от нас зависит. Вот это смысл нашего отношения к Евхаристии. Вот для этого она была установлена.

Аминь.

епископ Григорий