Калужская епархия Истинно-Православной Церкви
Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, инаго жития вечнаго начало. Такую победу Христову празднуем мы сегодня. Это победа над адом и над смертью, но, значит, и над всеми, кто, как говорит пророк Исаия, сотвориша завет с адом и с смертью сложение [договор с адом и сговор со смертью]. Теми, кто верит в земную силу и в очевидность; теми, кто верит, что завтра будет так, как было вчера. Теми, кто видит, яко путь нечестивых спеется, но не слышит, вместе с пророком Иеремией, ответа Господа: достояния их не полезна будут им.
Но для людей возможно покаяние, и поэтому победа Господня над ними может поставить их самих в число победителей. В войне Господней с духом и князем мiра сего мы всегда начинаем на стороне врагов Божиих, но всегда можем и должны поменять сторону. Сегодняшний праздник привлекает нас к этому, даже если мы пришли во единонадесятый час, даже если мы только что о нем узнали. В этот день мы поем и ненавидящим нас простим вся воскресением, зная, что Господь и тем паче всем все простил. И все бы спаслись, если бы не было тех, кто не простил Господу.
Своим божественным истощанием, то есть, если переводить этот богословский термин буквально, как бы самоопустошением от божества, Бог поставил себя в число обычных людей, и даже людей слабых и ничтожных. Он не ограничился даже этим, но решил пострадать со всеми страждущими. Но поэтому он вменил как все благодеяния, так и все притеснения, нанесенные этим страждущим, как относящиеся к самому себе: понеже сотвористе единому сих братий моих меньших, мне сотвористе. Оказавшись в числе людей, Бог стал предметом человеческой зависти, а зависть — едва ли не самое сильное и уж точно самое убийственное проявление гордости. Зависть заставляет сравнивать себя с другим, но вместо того, чтобы подражать его достоинствам, — отрицать достоинство другого, не верить ему, доказывать ничтожность его, а дальше может дойти и до убийства его, как это и сделали со Христом. О чем церковное песнопение говорит нам: зависть не весть [не умеет] предпочитати полезная. Христос мог бы обратить этих завистников на свою сторону, если бы показал себя в своей божественной силе. Но Христу не нужны такие сторонники. Христос показывает себя нарочито слабым, чтобы все, кому нужна не правда, а сила, не могли бы к нему присоединиться. То, что настоящая и всепревосходящая сила оказывается за правдой, всегда будет для людей неожиданностью, потому что это противоречит очевидности. Даже те, кто идут за Христом, до поры до времени не понимают, что они-то и выбрали настоящую силу. Но для них важнее понимать другое: что они выбрали настоящую правду, а там уже будь что будет.
Христос побеждает в последний момент, только уже пройдя весь путь слабости и уничижения: Совлекоша с мене ризы моя и облекоша мя в ризу червлéну, возложиша на главу мою венец от терний и в десную мою руку вдаша трость, — всё это проделывая, издеваясь над «царем иудейским», — да сокрушу их яко сосуды скудельничи, — чтобы я разбил их этой шутовской тростью, как глиняные горшки.
А Псалмопевец еще издалека спел о нас и о сегодняшнем празднике: Си́и на колесни́цах, и си́и на ко́нехъ: мы́ же во и́мя Го́спода Бо́га на́шего призове́м. Ти́и спя́ти бы́ша и падо́ша: мы́ же воста́хом и испра́вихомся. — Мы поднялись и встали прямо, как полагается при воскресении души, а потом и при воскресении тел.
Христос воскресе!
+ Григорий
Епископ Петроградский и Гдовский
Град Святаго Петра
Пасха 2024 года