Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Григорий (Лурье). Поменяться жизнью, а не поменять жизнь. Слово на Великий Пяток (24.03/06.04.2018)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в Великую Пятницу, мы совершаем воспоминание самого главного события в христианстве, или, точнее говоря, его половины, потому что смерть и Воскресение Христа – это можно сказать, что и два события, но по сути это две стороны одного события, к которому мы сейчас, наконец, подошли.

Понятно, что Крест – это символ христианства, и что важнейшее, что сделал Христос – распялся, а какой в этом смысл, — для большинства современных людей, даже таких, которые называют себя православными, совершенно непонятно. Часто можно услышать или прочитать, что говорится о жертве Христа, можно прочитать, чем эта жертва отличается от каких-то других жертв, что она, скажем, не идолам приносится, а истинному Богу, но у современного человека вообще нет привычки приносить жертвы. И когда ему объясняют, что эта жертва не такая, какую ты обычно привык приносить, а другая, то это не встречает никакого понимания.

Надо понимать, что такое вообще жертва, и чем является вот эта жертва. И тут можно совершенно точно сказать, что те, кто писали евангелия, а не только средневековые святые отцы, которых нередко обвиняют в разном мракобесии, и, что еще важнее, те, чью жизнь описывали евангелисты, то есть вот эта община, в которой жил Иисус, – все они смотрели на жертву так, как это было в Ветхом Завете, в Откровении Божием. А если мы не считаем, что Ветхий Завет – это Откровение Божие, то мы тоже не христиане.

Но что же там было такое сказано? Да, Бог запретил человеческие жертвы. И очень часто, когда в Библии упоминаются с возмущением те человеческие жертвы, которые некоторые язычники приносили идолам, и даже народ израильский по временам приносил идолам человеческие жертвы, – это все случаи уклонения от истинного Бога.

Но какие ветхозаветные события прообразовали Жертву Христа наиболее полно? И вот здесь все вспоминают совершенно справедливо жертвоприношение Авраама, а, точнее говоря, Исаака, который уже почти был принесен в жертву, и в последний момент Бог не допустил жертвоприношение Исаака, заменив его агнцем. В честь этого у нас пасхальный агнец. Но Христос стал настоящим пасхальным Агнцем, Которого Его Отец уже допустил к жертвоприношению.

Никто ведь не упрекал Авраама в том, что сама мысль, будто нашему Богу угодны человеческие жертвоприношения, какая-то богохульная. Наоборот – то, что он стал исполнять возвещенное ему, ставится ему только в праведность. И потом Христос осуществил то, что тогда Аврааму не потребовалось.

Наконец, есть еще другой пример, который в средние века стали как-то меньше поминать, хотя он все равно никуда не делся, но еще в VI веке в знаменитом монастыре св. Екатерины на Синае алтарь был украшен параллельно двумя симметричными фресками: на одной было изображение жертвоприношения Авраама, а на другой – жертвоприношение Иеффая.

В Посланиях к Евреям Иеффай называется в числе праведников. Он обещал принести в жертву Богу истинному в случае победы над иноплеменниками первое, что появится перед ним, когда он будет возвращаться в свой город. И вышла его дочь, и он принес в жертву свою дочь. Здесь, действительно, состоялось человеческое жертвоприношение. Это тоже вменяется в праведность, хотя были и христианские, и иудейские авторы, которые говорили, что это очень плохо. Но говорили они это не из-за гуманизма, а из-за того, что, например, написано в Талмуде. Там один автор пишет из соображений ритуальных: если бы вышел пес, то пришлось бы приносить в жертву нечистое животное, – какой, мол, глупый обет. Но святоотеческие толкования только позитивные в этом отношении, и в Новом завете Иеффай поминается в ряду праведников.

Почему это так важно? Почему это в центре христианства? Часто говорят, что в центре христианства жертвенная любовь к ближнему. Можно сказать, что это так, но надо понимать слово «жертвенная» — что оно тут должно употребляться совершенно буквально. И дальше начинается ряд тех жертвоприношений, которые приносили христиане. «Принесите тела ваши в жертву живу, святу, благоугодну Господеви», — говорит апостол Павел. Он говорит, что это условие того, чтобы мы, действительно, принимали Евхаристию.

Недаром самый первый вид христианской святости, которым христианство завоевало мир – это мученичество. Почти во всех религиях есть разрешение на то, чтобы ради спасения своей жизни для виду отказываться от своей религии и вести себя так, как будто  бы ты не принадлежишь к этой религии. В христианстве такого разрешения не просто нет, но считается, что тот, кто под влиянием каких бы то ни было угроз позволил себе подобное даже в косвенной форме, совершенно отпал от Церкви. Конечно, в случае его покаяния, можно принимать после епитимьи, но факт отпадения его все-таки был.

И те мученики в христианской истории – вероятно счет пошел на миллионы, благодаря мученикам и исповедникам российским ХХ века – не потому принимали мученичество, что им хотелось какого-то особого почета в Царствии Небесном, не потому, что они претендовали на что-то большее, на что они могли претендовать в противном случае, а совершенно ясно говорится, что они на это шли просто для того, чтобы не погибнуть. Если ты христианин – не отказывайся от Креста, а принимай то, что будет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что мы, которые в Иисуса Христа крестились – в смерть Его крестились. Эти слова читаются во время крещения.

Получается, что в этой Жертве Христа, которую мы сегодня вспоминаем, должны участвовать все, кто должен быть христианами. А другого пути нет. И тогда возникает вопрос у многих современных людей, которые считают, что христианство нам для того, чтобы на земле нам жилось хорошо, чтоб все друг друга любили: почему же Бог такой, получается, человекоубийца? Он же всемогущий, а зачем он устраивает столько страданий? Пусть этот вопрос сложный и нерешаемый пока для нас, предположим, но зачем Он делает так, чтобы убивали Его лучших служителей?

Чаще всего мучениками становятся те, кто были до этого лучшими среди христиан. Вот они потом и выбиваются мучениями. Правда, потом появляются новые, потому что кровь мучеников, как было сказано еще в ранние века христианства, — это семя Церкви. Но почему так жестоко все устроено, с точки зрения современных людей?

А потому что христианство – это совсем не про то, как нам жить на земле. Оно про то, как начать жить жизнью Бога. А если ты хочешь жить жизнью Бога, будучи человеком и становясь таким человеком, каким Бог задумал еще при творении, то тогда отдай другую жизнь. Не цепляйся, сдай старую жизнь – она не нужна. Весь живот наш Христу Богу предадим – говорим мы на каждой ектенье на всех службах. И вот мы должны отдать Ему то малоценное в сравнение с тем, что Он нам дает.

Поэтому в христианство нельзя прийти иным путем, кроме как жертвой. Мы хотим от Бога — в христианстве – не чего-то материального, не вообще чего бы то ни было, но Его Самого. Мы хотим, что бы Он нам принес – и даже не нам, а лично мне, если я христианин – всего Себя, отдал всего Себя. Почему всего, а не какую-то часть? Потому что Бог на части не делится, Он может быть только «весь».

И Бог нам говорит, что Он тоже этого хочет. Но есть одно условие, а точнее говоря – просто физическая необходимость: ты должен тоже принести себя Богу, отдать всего себя, всю свою жизнь. А это и есть жертва, причем это жертва – человеческая жизнь, может быть, и плохая, но человеческая.

И получается, что христиане подавали повод к тем обвинениям в приношении человеческих жертв, которые против них выдвигали язычники. Другое дело, что того, что в понимании людей или в понимании государственного права было бы человеческим жертвоприношением, — того христиане, конечно, не совершали. Поэтому эти обвинения были ложными или просто даже клеветническими.

Но то, что христиане совершали на самом деле, имело такой смысл. Да, христианство не для того, чтобы улучшить мне жизнь, которая у меня есть, а для того, чтобы мне поменяться моей жизнью с Богом – а это и есть жертвоприношение. И вот этот путь создал нам и показал сегодня Христос.

Аминь.

епископ Григорий