Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Григорий (Лурье). Праздник секты. Слово на Введение Богородицы во Храм (21.11/04.12.2015)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем одно из позднейших по времени установления великих празднований – Введение Богородицы во Храм. Уже в средневизантийское время, в XII веке или чуть раньше, этот праздник стал таким большим, но еще раньше – около пятисотого года – он стал праздноваться в Палестине. До этого, может быть, были какие-то общины, которые праздновали это событие, или таких общин не было, но предание об этом было, независимо от того, был ли особый праздник или нет. О чем же это предание?

Предание, пересказанное в дальнейшем в житиях Богородицы, богослужении сегодняшнего дня и богослужении Рождества Богородицы, содержится в письменном памятнике, подлинное название которого Рождество Мариино. Ученые долго не знали его названия, и в XVII веке его назвали Протоевангелием Иакова. С историей этого праздника и с историей понимания текста очень много поучительного для нас сейчас выходит. В XIX веке, когда накапливалась критика к разным священным преданиям, и, с другой стороны, накапливались реальные знания об истории новозаветного времени, стало понятно, что никак не могло быть, чтобы Богородица была в том самом Иерусалимском Храме, в который Христос приходил, и который в 70-м году по Рождестве Христовом был разрушен, чтобы она там находилась во Святом Святых.

Во-первых, были очень известные, абсолютные запреты кому бы то ни было там находиться. Находиться во Святом Святых не мог вообще никто. А входить туда мог только раз в год и только первосвященник. Обычные священники вообще никогда не могли туда входить, тем более, остальные люди. Кроме того, достоверный и очень знающий еврейский историк того времени Иосиф Флавий дает полный список первосвященников, которые служили в этом Храме. И никакого Захарии среди них нет, даже хотя бы тезки. То есть, казалось бы, абсолютно исключено, чтобы в тот самый большой Иерусалимский Храм могли ввести Богородицу.

Тогда, конечно, люди, очень критически настроенные, говорили, что все это неправда, и праздник этот не имеет никакого смысла. А другие люди, образованные, но настроенные менее критично, говорили, что этот праздник имеет смысл, но только духовный. Это легенда о том, чего на самом деле никогда не было, но она говорит нам о том, как Богоматерь внутренне была едина с Богом, с самого начала, еще до воплощения Спасителя, и было это следствием Ее предизбрания. Конечно, такой духовный смысл в сегодняшнем празднике и в этом рассказе есть, но есть и не только он. Что же произошло дальше?

В 1940 году вдруг нашелся папирус с рассказом о Рождестве Мариином. И легенда, которая считалась поздним, чуть ли не V века, текстом, обнаружилась в папирусе III века по Рождестве Христовом, что очень четко датируется. Вот так иногда бывает. И по содержанию этого произведения видно, что оно само уже составлено из двух письменных документов, более ранних, лет на сто (то есть II века, если не более раннего времени). Текст о том, как Божия Матерь была введена во Храм, был написан настолько рано, что вполне возможно, что Храм этот еще стоял. А если он и не стоял, то были живы люди, которые помнили, как он стоял. То есть если это было бы просто какое-то вранье, то оно было совершенно неправдоподобное для того времени, когда это было написано.

И вот современная наука столкнулась с почти неразрешимой проблемой: как же так, получается, что какое-то историческое основание в этом рассказе есть, но в то же время того обычного исторического основания, которое считали раньше, все равно нет. Тогда что же? Но наука, может, как-нибудь разберется со своими проблемами, и отчасти она это и делает уже успешно, а что должны понимать люди верующие? Что важно для нас как верующих людей? — А важно вот что.

Это одно из многих указаний и одно из многих доказательств того, что Христос пришел в ветхозаветную Церковь, которая ждала Мессию, но эта ветхозаветная Церковь была сама уже малой сектой среди прочих еврейских сект, и тем более она не была официальным исповеданием этого Храма иудейского. В то время в Иудее, хотя она была частью Римской империи, был официальный культ в этом самом большом Храме, куда приходил Христос. Но там священники были саддукеями. А то, что у саддукеев вера неправославная, в Евангелиях много раз говорится совершенно ясно. И они были в некотором симбиозе, в договорных отношениях с фарисеями, у которых вера была ближе к православной, но среди них не было священников. И с ними тоже были очень враждебные отношения у христиан, хотя в отношении собственно веры к ним особых претензий не было. И ясно, что христиане не были ни фарисеями, ни саддукеями. А если так, то они не имели доступа к священнодействию в Храме.

Это означает, что храм, в который введена была Богородица, это был храм той самой еврейской секты, в которую пришел Христос. То есть это был другой храм. И мы с большой вероятностью, если даже не достоверностью, можем сказать, что это был за храм. Это тот самый храм, который известен в раннехристианском Предании как Сионская горница. В которой также произошло и Успение Богоматери, согласно другим рассказам. И в которой, самое главное, произошла Пятидесятница. Сионская горница – это то самое святилище, которое было с самого раннего времени у христиан. Следы ее до сих пор находятся на той горе, которая сейчас называется Сион и на довольно заметном расстоянии от Храмовой горы, где стоял тот самый большой официальный Храм.

И если в Ветхом Завете у пророков Сионом называется та гора, на которой стоит Храм, то уже давным-давно всю христианскую эпоху Сионом называется другая гора, где стояла та самая Сионская горница. Это, конечно, от христиан в употребление пошло, потому что для христиан Сион и настоящий Храм перенесся в другое место. Но это археология, история, и это не то, что очень важно для верующих людей, хотя и небезынтересно для них.

А что здесь, повторю, важно для верующих людей: то, что иудейская среда, которой принадлежал Сион, – это подлинная ветхозаветная Церковь, в которой, можно сказать, возникло христианство. Хотя правильнее сказать, что христианство возникло тогда, когда был сотворен первый человек, Адам. Потому что это православная и правильная вера и единство с Богом и потому что и до воплощения Христова, конечно, христианство было в этом смысле слова. Но когда Христос воплотился, когда Он пришел в Свою Церковь, эта Церковь уже была маленьким меньшинством, и которая в сложных отношениях находилась со всеми остальными, которая была более или менее гонима, и уж точно она была дискриминируема.

Поэтому мы можем сейчас находить в этом большое утешение и, понятно, какое: их положение было никак не лучше нашего. Да, их терпели (я имею ввиду ту еврейскую секту, в которую пришел Христос). Да, разрешали им какие-то публичные мероприятия, как мы это видим из Крещения, которое совершал и Сам Христос, и еще до него Иоанн Предтеча, который тоже был из священников, но не из тех, которые служили в Храме (а где же они служили, возникает вопрос?).

Но они не боялись быть в меньшинстве, и именно к этому меньшинству пришел Мессия, потому что они учили о Нем правильно. И они Его ждали, они Его узнали. Причем, наверное, тоже не все (как можно думать по разным историческим сведениям) даже и в этих маленьких сектах признали Мессию, потому что там разделились мнения. Кто-то и не признал. Но те, кто признали, были оттуда и потом привлекли других отовсюду, и из официального иудаизма. В частности, апостол Павел был из фарисеев. И Гамалиил был из фарисеев. И из самаритян, о чем мы слышим особенно в Евангелии от Иоанна, но не только. Есть и другие источники. А потом – и из всех остальных народов.

И взирая на этот праздник сегодня, с нашими нынешними знаниями, мы должны еще понимать, что это жизнь Истинно-Православной Церкви, если можно так анахронически употребить этот термин, в древнем, еще иудейском мире. И Богоматерь именно в том храме была, там находилась, там пребывала и ожидала, и дождалась, в конце концов (правда, это уже произошло, когда она вышла из Святого святых), воплощения Божия.

В духовном смысле, если мы теперь обращаемся к этой истории, мы не только должны вспоминать то, что и так вспоминали, что это во внутреннем смысле она находилась в храме и в уединении, что необходимо для того, чтобы принять Бога. Это внутреннее безмолвие, исихия. Это все так. Но и внешним образом она была отделена не только от людей вообще, так что она не общалась с кем и как попало, но правая вера отделяла ее, ее родителей и их единоверцев от большинства их же собственного народа. Именно потому, что народ эту веру, так или иначе, искажал, хотя в принципе как-то ее держался, а они не искажали.

И мы должны стараться быть там, где веру не искажают. Не бояться остаться в меньшинстве. Не бояться быть «белыми воронами» и одинокими серди своих же собственных родственников, друзей, может быть, сограждан уж тем более. А доверять – только Богу и понимать, что единственное, на кого надо равняться из людей, это святые. И особенно – Матерь Божия.

Аминь.

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=117224