Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Григорий (Лурье). Пришествие Сына Человеческого «яко молния»: в истории и в душе. Слово на Великий Понедельник (28.03/10.04.2017)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Главное воспоминание сегодняшнего дня, Великого понедельника – это то, что на самом деле относится к Великому вторнику. Но из-за того, что очень длинное получалось евангельское чтение, постепенно в Византии его разделили на две части, и сегодня за литургией мы слышали первую часть Евангелия от Матфея о конце света, а завтра будет вторая.

Изначально Великий вторник – это время, когда вспоминается Второе пришествие и конец света. Сегодня мы прочитали первую половину этого апокалипсиса – как раз ту, в которой перечисляются всевозможные события и признаки Второго пришествия. Во второй части, завтра, будут притчи, объясняющие смыл происходящего.

А какие это признаки? Они здесь делятся на три части. В самом конце, в третьей части, были названы признаки уже при пришествии Христовом, когда Сын Человеческий приидет, и Его увидят. Будут говорить, что Он тайком явился там и сям – этому верить не надо. Эти пророчества, составляющие третью часть, относятся к тому, что точно еще не наступило. А до этого два периода, о которых всю жизнь христиане спорили, наступили они или нет.

О первом периоде нечего и спорить – он продолжается, когда всякие большие несчастья по нарастающей приходят, войны, и все больше и больше людей вовлекаются в эти погибельные явления, и это, конечно, все есть. Но этом фоне дальше должно быть и второе – Евангелие должно быть проповедано все  й твари.

Что значит – Евангелие? Евангелие – это благая весть о Христе, наверное? Ведь это не то же самое, что какие-то книжки распространили? Что значит «везде»? Насколько буквально надо понимать – это неизвестно. Другой критерий, который особенно для нашего времени маркирующий тот же самый период, – это мерзость запустения на месте святе.

Что обозначает это выражение? В современном русском языке «мерзость» — это просто ругательное слово, означающее что-то, что мне сильно не нравится. Но в Священном Писании это термин, который обозначает идола. Это вещь, а не абстрактное понятие. А «на месте святе» – это тоже не на каком попало месте, а именно в святом святых Храма Иерусалимского.

Иными словами, это пророчество о том, что в том месте, где должно совершаться главное богослужение, истинное, в правильном, истинном месте, будет вместо этого стоять идол и совершаться служение этому идолу. То есть это пророчество о том, что будет извращена именно правильная вера, а не какая-нибудь там языческая. Причем, она будет так извращена, что в ее исторических формах будет совершаться поклонение мерзости, то есть идолу.

Конечно, как-то вспоминается про наше время, особенно, если эти времена понимать не как несколько лет, а, может быть, столетия – тогда точно можно сказать, что это про наше время.

Но не так уж важно все это понимать. Недаром сказано в другом месте Евангелия: никому не дано знать времена и сроки, потому что это неполезно. Полезно нам знать, что у нас лично все равно будут эти времена и сроки. Даже если мы не доживем до второго пришествия, то мы доживем до своей собственной смерти – это мы можем знать наверняка. И каждая собственная смерть является для нас тем концом света, о котором мы всегда должны думать.

Все, что сегодня читалось в Евангелии о внешних признаках конца света, надо применить и к своей собственной душе: как она может погибнуть, и что в ней может быть. В ней может быть мерзость запустения на месте святе, потому что наша душа все время сравнивается с храмом, который Бог сотворил для того, чтобы там совершалось богослужение, и наш ум туда входил как иерей, то есть как священник, и совершал эти жертвы – об этом апостол Павел в Послании  к Коринфянам», но еще больше его мысли Ориген проясняет. Вот там может быть мерзость запустения, и тогда это, конечно, смерть. А с другой стороны, там явным образом является Христос.

Важно иметь ввиду, что нельзя быть «как бы верующим». Сегодня мы читали, что если вам будут говорить, что вот там Он явился, или в пустыне, или в каких-то укромных местах, то не верьте. Это во многом вопрос о том, являемся ли мы верующими людьми.

Бывает такое ложное миссионерство, которое даже не специально происходит. Людям нравится, как живут религиозные люди, и они тоже присоединяются к этой группе, потому что иначе им скучно жить, а в компании, вроде, весело. Ну, или много времени свободного образовалось, дети выросли – или какая-то еще причина.

Конечно, хорошо быть в хорошем месте с хорошими людьми, а не в плохом с плохими – все правильно. Но надо все же трезво смотреть, чтó есть вера, на которую можно уповать в своей собственной жизни. Действительно, такие люди, когда происходят какие-то гонения, когда уютное гнездышко, в котором они пристроились, начинает быть не столь уютным – я уж не говорю, если оно просто ломается и исчезает, — тогда этих людей уже нет, они стараются исчезнуть, не понимая, что и как, и, как правило, им это удается.

А реальная вера – это все-таки то, что ни с чем не перепутаешь. Вот как «молния с небесе», так будет пришествие Сына Человеческого, и это совершенно все меняет. Конечно, степень веры может быть разной – даже у святых вера менялась от какого-то начального времени, до бесконечного. Но одно дело, когда что-то есть, но меняется, а другое – когда чего-то нет вообще, и оно появляется. Вот вера – это то, что ни с чем не перепутаешь, но и никак не опишешь. Потому что вера – это присутствие Божие, а Бога никак не опишешь. Соответственно, и про веру можно говорить, что ее никак не опишешь, но так, что ни с чем не перепутаешь.

Вот такие вещи мы точно и безошибочно можем узнать, толкуя эти слова о Втором пришествии – это мы должны делать, в этом наша обязанность. А вот толковать их в историческом плане, а точнее, в эсхатологическом – сколько нам еще осталось годков – это, в принципе, не возбраняется, но достаточно пустое дело.

Самое главное, что если мы даже придем к правдоподобному решению – оно не будет достоверным, потому что вряд ли будут открыты такие откровения Божии, чтобы кому-то об  этом знать. Ну, бывали такие откровения, чтобы нам знать что-то полезное. Тем более нам грех жаловаться, потому что в 1920-е годы наряду с разными глупостями, было сказано много полезного, что, действительно, это нам как-то помогало сориентироваться в жизни в рамках таких вот «гаданий».

Поэтому не будем никого осуждать, но будем понимать, что  главное, а что второстепенное.