Калужская епархия Истинно-Православной Церкви
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня у нас вторая половина, но самая главная часть большой проповеди, которую Иисус сказал на горе Елеонской. То, что мы читали вчера, и то, что мы читали сегодня – все это относилось к Великому Вторнику. Это большой праздник, он до сих пор кое-где на христианском Востоке сохраняется как большой; сохраняются даже в нашем сегодняшнем богослужении следы, что когда-то Тайная Вечеря воспоминалась – в первых веках она вспоминалась не в четверг, а во вторник.
Даже сегодня у нас осталось песнопение довольно древнее «Во светлостех святых Твоих како вниду недостойный» — все мы его знаем из правила подготовки к причастию, а взято оно из сегодняшнего богослужения. А исторически, видимо, преобладал такой способ праздновать Пасху, когда она всегда была во вторник, и во вторник же была и Тайная Вечеря – так и в Евангелии сказано, что Тайная Вечеря была пасхальная, и была совершена во вторник. Поэтому такое внимание к этому дню и к празднику.
А именно сегодня говорится о Втором Пришествии еще и потому, что в раннем христианстве очень часто встречалось такое мнение, что Второе Пришествие состоится на Пасху, — в тот же день, когда Христос воскрес, а согласно Евангелию от Луки, Он в тот же день и вознесся (хотя в Деяниях написано, что спустя сорок дней). Правда, были и другие мнения, что придет в Пятидесятницу.
Поэтому сегодня у нас такой праздник. Но самое главное – сказать о том, что за притчи сегодня. Я их очень кратко напомню, потому что сам их порядок является осмысленным, помимо того, что каждая из них содержит в отдельности.
Все эти притчи о Суде, особенно последняя. Там говорится об овцах и козлищах, которых разлучают. И одни, которые представлены овцами, оказываются праведниками, они помогали братьям сим меньшим, а другие этого не делали и оказались ошуюю.
Это сцена самого Суда, и в этой притче, конечно, говорится, по какому критерию будет Суд. Но все предшествующие притчи говорят о том, как будет Суд совершаться, и как к нему подготовиться – и они все в порядке тогдашнего иудейского календаря.
Самый главный – это праздник Йом Киппур («День очищения», или «Судный день»), от которого у нас сейчас праздник Воздвижения Креста, здесь есть прямая зависимость. Но до этого были еще некоторые праздники, и самые главные – три подряд Пятидесятницы: пятидесятый день от Пасхи, потом пятидесятый день от этого дня – праздник Нового вина, – и еще пятидесятый день от этого дня – праздник Нового елея.
Сегодняшние притчи устроены так, что они все про эти праздники. Они все в христианстве сохранились, но как-то трансформировались. Перед притчей, которую мы только что вспомнили – об овцах и козлищах, — идет другая притча о десяти талантах.
Десять талантов точно соответствуют десяти дням месяца Тишри, который является прямой подготовкой к дню Страшного Суда, который празднуется десятого числа месяца Тишри. Количество талантов, конечно, символически указывает на этот срок. О чем говорится в этой притче про таланты? У тебя есть время, когда надо что-то делать – ежедневное время подготовки к суду.
До этого идет праздник Нового елея, и там притча о девах, которая тоже, конечно, о Суде, но там то, что должно быть, чтобы не быть осужденным, – это елей. В разных вариантах этой притчи бывает по-разному, конечно, но в раннем христианстве был смысл, который отражен в богослужении сегодняшнего дня, что мудрые девы те, которые не спали – «блюди убо душе моя, не сном отяготися», – говорится в тропаре сегодняшнего дня.
Но до этого идет притча о домовладыке, который поставил своего раба, и раб, что характерно, там пьянствовал, и начал там бесчинствовать и обижать всяких своих рабов – то есть неправильно употреблял вино. Новое вино – это тоже тема Суда. Мы должны получить вино во благо, используя правильно.
У иудеев уже тогда было выражение, которое потом сохранилось у христиан – «трезвое упоение». «Упоение» — это так на церковнославянском языке называется состояние пьяного человека. Оно становится трезвым, потому что это упоение божественным Духом. Ему противопоставляется упоение мирское и плохое, как у этого домоправителя, который бил «клевреты своя».
И вот, наконец, раньше, там упомянуто про домовладыку, который бдел бы и бодрствовал, если бы знал, в какое время ночи придет вор подкапывать его дом. Это совершенно неочевидно для нас сегодня, но, тем не менее, на языке своего времени совершенно ясно сказано о том, что дает для всей нашей жизни Пятидесятница.
Пятидесятница – это день, когда евреям дан Ветхий Завет, а нам дан Новый Завет. И в еврейском Предании все время требуется чинить дом – это называется изучением Закона, который подкапывают воры, пробивают стену дома для того, чтобы проникнуть и что-то украсть.
Дом нашего Закона, в котором мы живем, все время под такой угрозой. Его все время кто-то подкапывает, все время норовит отнять у нас внутреннее, то есть содержание Закона. Вроде как стены стоят, вроде как сохраняем Закон – а если мы христиане, то не только ветхий Закон, но и новый, – а содержание украдено.
Чтобы этого не было – нужно бодрствовать, не пускать воров. А поскольку совсем не пускать не можем, то должны ремонтировать этот дом и заделывать те дыры, которые воры пробили и подкопали. И все время заново и заново изучать Закон – изучать книжку и примеры тех, кто может его объяснить своей жизнью или своими словами.
Получается, что для того, чтобы оказаться с праведниками, с овцами, а не с козлищами, нам надо изучать Закон – и Ветхий, и Новый. Все это необходимо. Все, о чем говорят притчи, изложенные до последней притчи об овцах и козлищах, объясняют нам, чем нам надо заниматься.
А то бывает люди, которые вырывают из контекста только последнюю притчу, говорят, что здесь сказано только о милосердии: помогай всяким несчастным, и ты точно спасешься, больше ничего не надо. Но чтобы правильно помогать, надо еще что-то. Недаром для этого существуют и остальные притчи в этом рассказе.
И если не вдаваться в подробности – а подробностей здесь много, но мы пропустим, — то самое главное тут поучаться в Законе Господнем день и ночь, не расслабляться. Не предаваться ночному пьянству, как этот самый слуга, а бодрствовать и сторожить; не предаваться сну, как юродивые девы в другом варианте притчи, а запасти с собой елей, которым называют и милость, и благодать Божию, что является целью христианской жизни.
Серафим Саровский, следую византийским отцам, тоже объясняет, что елей у этих дев – это благодать Святаго Духа, стяжание которого является целью всех наших поступков. И вот тогда мы оказываемся с овцами, а не с козлищами. Аминь.