Калужская епархия Истинно-Православной Церкви
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем праздник Британских святых. Почему именно британских святых мы празднуем особо? Понятно, почему мы празднуем русских – в каждой стране после праздника Всех Святых, который следует за Пятидесятницей, празднуют память своих местных святых. И мы праздновали праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, – и это относится ко всей Российской Церкви в ее максимальных границах, поэтому праздновались и те, которые просияли в Китае, Грузии и Армении.
А на Британских островах праздновали христиане службу своим святым – либо такую же, как мы сегодня совершили, либо другую, но аналогичную. А зачем мы празднуем память Британских святых, почему это так важно?
Потому что если говорить о каком-то отдельном от Византии и от России сонме святых, который важен нам сейчас, то это будут британские святые. Особенно потому, что когда православие распространилось в западном мире, особенно оно распространилось в Америке, где просияли великие столпы православия, включая нашего митрополита Филарета и Иоанна Максимовича, хотя он как святой проявился и раньше, но также и многие другие, пусть и не такие, которые прославлены во святых, но тоже для нас очень значимые люди, — и вот те, кто принес православие в Америку, обращались к местной традиции. Но в Америке никакого древнего православия, конечно, не было, зато у предков тех переселенцев, которые попали в Америку, оно было. И многие из них были англичанами, ирландцами, и так далее. Они ощущали тесные традиции, восходящие к Британским островам, а там были те самые православные традиции, ради которых мы сегодня празднуем.
Но это, может быть, и неслучайно, потому что, во-первых, надо понимать, что на Британских островах до VII века включительно были кельтские Церкви разных кельтских народов, которые там жили, – а они тогда жили в разных местах, в том числе и в тех, где теперь город Лондон. И у них было не просто православие, а именно восточного типа, нашего – даже не западного. Хотя они тоже отличались между собой – в Шотландии было больше Константинополя, а в Ирландии больше чего-то уже совсем восточного, похожего на Египет. Конечно, это все было нам очень близко.
Потом их потеснили и изгнали англосаксы, которые были под церковной властью Рима, и у них было очень много римского, начались какие-то искажения, но, тем не менее, англосаксонская Церковь тоже была православной. И она так держалась до XI века, и уже когда была схизма, то все равно они держались православия, пока их, в конце концов, начиная с 1066 года, не завоевали норманны. И тогда их последний король Эдуард стал исповедником и тоже почитаемым во святых.
То есть православие там держалось до нормандского, а иначе говоря, французского завоевания в XI веке (а где-то и до XIII века), и именно из-за того, что оно там дольше всего продержалось и было наиболее чистым, если говорить о европейском православии, то поэтому именно через них стало возрождаться православие на Западе.
И нам надо понимать, что православие глобально. Мы выходим в интернет, и уже никого не интересует, с какой точки земного шара мы выходим, – интернет у нас один и тот же. Тем более, что для многих людей стал общепонятным английский язык.
А как это важно для православия? Изменилась структура мира, и изменилась структура православной Церкви. В свое время, когда православие только распространялось, было очень важно, что все это происходило внутри огромного государства – Римской империи. Это было настолько важно, что вошло в церковные песнопения. Об этом особенно говорится в стихире инокини Кассии на Рождество: «Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста…». То есть, когда Август римский был единым властителем вселенной, хотя он не все обитаемые области подчинил Римской империи, то стало удобно путешествовать — в том числе, и для распространения истинной веры.
И вот сейчас, благодаря тому, что есть интернет и тому подобное, становится удобно и безопасно путешествовать по всему миру для распространения истинной веры. И нигде не находит православие такого отклика, как в англоязычных странах и особенно в Америке.
Поэтому, конечно, эти святые, которым мы сегодня совершили службу, особенно молятся за всех нас – не только за своих потомков по плоти, но и за всех потомков по духу, потому что мы их должны записывать в свои предки по духу, не говоря уж о том, что у кого-то есть близкие родственники в этих странах, есть там и наши друзья, православные христиане, и даже наши прихожане там есть.
Вот такой у нас сегодня день общехристианской солидарности, которая особенно покровительствуется британскими святыми.
Аминь.
епископ Григорий