Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Григорий (Лурье). Царствие Божие: кому и для чего. Слово на Преображение Господне (06/19.08.2018)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем воспоминание Преображения Господня — которое, впрочем, происходило точно не в августе, а весной за несколько недель до Пасхи, но по разным причинам, а особенно по своему содержанию, оно стало праздноваться в августе. Это связано с тем, что плохо понимали даже средневековые читатели Евангелия, но хорошо понимали современники. Что происходит при Преображении?

Христос преображается Сам, оказываясь в белых ризах, то есть в ризах, которые свойственно носить только первосвященнику и только во время главного богослужения – вхождения в Святое Святых в День очищения, в Йом Киппур. И вот тут Христос Сам показывает, что Он является не просто Храмом, а Святым Святых. И рядом с Ним оказываются Моисей и Илия. Почему именно они?

Моисей – потому что на Синае он увидел Скинию, и таким образом еще там был допущен в Святое Святых, и потом именно он объяснил, как нужно ее устроить. То есть он создатель земного Храма по образцу Небесного. А Илия – это тот, кто с земли достиг именно этой же Скинии, потому что колесница, на которой вознесся Илия, — вместо того, чтобы умереть подобно даже и праведным людям, — это не что иное, как Престол Божий, он же Ковчег Завета, который носился на колеснице, и который является главным предметом, установленным в Скинии. Поэтому сейчас, при явлении Небесной Скинии, там оказываются именно Моисей и Илия, а не какие-то другие праведники.

Христос говорит с ними и показывает Свое божество. Что значит «показывает Свое божество»? Сейчас мы слышали от Григория Паламы, что Он показывает нетварный свет. Свет Преображения – не простой свет, даже если и очень хороший, но вообще нетварный. То есть это Бог. То, что невозможно видеть плотскими очами, — но, тем не менее, апостолы Его видели плотскими очами, потому что они сами стали в своем теле Духом, то есть они изменились. Они были преображены: если Господь преобразился Сам, то есть показался не в том образе, в каком Он обычно был, то апостолы, чтобы это увидеть, были преображены извне, потому что они не могли сами себя преобразить.

И так же называется этот Свет, как мы слышали сегодня от Григория Паламы, Царствием Небесным — «Царствием Божиим, пришедшим в Силе». Это слова, взятые из Евангелия, когда Христос говорит, указывая на имеющее вскоре состояться событие, что некоторые вскоре увидят Царство Божие, пришедшее в силе. Вскоре – это шесть дней, а по другому счету восемь дней. Если шесть – то мы берем только дни, которые между этими днями, а восемь – все дни включительно, то есть и когда говорится, и сам день Преображения.

И вот до того, как Он сказал о Преображении, Он сказал, что некоторые, здесь стоящие, увидят Царство Божие, пришедшее в силе. Поэтому этот свет является Царством Божиим, пришедшим в Силе. Но что такое Царствие Божие? Из Апокалипсиса мы знаем, что это что это небесный Город, в котором не будет никакого отдельного храма. И объясняется почему – потому что весь Город сам является Храмом.

Можно также сказать иначе, что он весь является небесной Скинией. И Христос показал Самого Себя Храмом, Самого Себя Небом, небесной Скинией. Поэтому Он является и Царствием Божием, пришедшем в силе, и свет этот, который является светом небесной Скинии, является Царством Божиим, пришедшем в силе.

Вот примерно то, что следовало понимать в сегодняшнем событии. Почему его празднование перенесено на август? Потому что вхождение во Святое Святых – это осенний праздник, согласно еще ветхозаветному календарю. С датой этого праздника связано празднование Преображения Господня как уже событие нашего богослужебного христианского календаря.

Но чем полезно это знание? Во-первых, так спрашивать не всегда даже уместно, потому что любое знание судеб Божиих, любое знание богословия обязательно будет чем-то полезно. И даже если я не понимаю, чем, я могу не сомневаться, что будет полезно – может быть, потом я пойму. Но, конечно, в данном случае можно многое разъяснить, чем же именно оно будет полезно, уже сейчас. И почему — это связанные вопросы — так много людей, которые отрицают православное понимание Преображения Господня и даже отрицают, что свет, который явился Преображением, является нетварным светом божества, то есть самим божеством,  Самим Богом, а не просто каким-то явлением, чудом, которое Бог устроил.

Почему это важно? Потому что это говорит о том, что такое христианская жизнь. Жизнь христианская – это жизнь в Теле Христовом. Тело Христово – это Церковь, как говорит апостол Павел, но именно та, что была показана в Преображении. Да, в обычной земной жизни Христос ходил не так, и никто из учеников Его не видел преобразившимся, в настоящем Своем виде. Он выглядел весьма обычно, а иногда и хуже, чем обычно, особенно в смерти – совсем уже негодное состояние человеческого тела, — но все равно внутри там оставалось то, что и было, только не было видно со стороны. Вот таково Тело Христово.

Мы должны принадлежать к этому. Конечно, многие люди хотят в христианстве найти подпорку к своей жизни с ее бытовыми интересами. Я не говорю, что у них могут быть еще какие-то тщеславные интересы, какие-то особо греховные страсти – это тоже бывает, но об этом можно не говорить. Вот просто у них интересы обычных людей, причем, может быть, даже благородные с житейской точки зрения – относительно семьи или патриотизма.

Все это хорошо, но они только в рамках своих интересов понимают христианство. А тут вдруг что-то непонятное, и на фоне этого непонятного оказывается, что интерес их вообще вне христианства. Не то, что их христианство плохое, пониже, а просто вообще не оно.

Когда мы просим как христиане здоровья, благополучия, благопоспешения в наших делах, пользы от благ земных – это все хорошо, но надо понимать, что когда мы это просим, то мы просто обращаемся к Богу как люди, которые в этом нуждаются, но в этом нет никакого христианства. Нехристиане в этом тоже нуждаются, и некоторые тоже просят это у Бога, и даже те, кто не верит в Бога, получают блага так или иначе, о чем Господь и говорит в Евангелии.

А мы должны этим не ограничиваться, если мы хотим быть христианами. Более того – это все для нас должно быть средством для поддержания нашей жизни, а сама эта жизнь, которую мы так поддерживаем с помощью Божией, в свою очередь, является средством. Для чего? Для целей нашей христианской жизни, для Царствия Небесного, которое находится внутри нас, если мы действительно православные христиане в Истинной Церкви.

И вот Григорий Палама объясняет, что если апостолы нуждались в Преображении извне для того, чтобы видеть то, что они видели при Преображении, то христиане в этом не нуждаются. Потому что, в отличие от тогдашних апостолов, они уже имеют внутри себя это Царство Небесное, и им его просто надо увидеть. Для этого им тоже ничего не надо делать специально, кроме одного – убирать из своей жизни то, что мешает это увидеть.

Если я причащаюсь в истинной Церкви, то внутри меня находится Тело Христово и Господь, Который Преображается, Который выглядит так, как сегодня. Но я этого не вижу исключительно из-за своих собственных страстей и грехов, которые я под их воздействием совершаю. И если я буду очищать свое сердце, то есть избавляться от грехов – в первую очередь от грехов мысли, которые приводят ко всем остальным, — буду каяться, то тогда я буду постепенно приближаться к тому, чтобы этот свет и увидеть.

Но еще раньше до того, как его увидеть, я почувствую еще многое другое. Можно привести такую аналогию, которая, по-моему, объясняет, какие могут быть здесь градации в видении Фаворского света: вижу Фаворский свет, не вижу, но есть еще что-то в середине. Вот, благодаря современным средствам коммуникации, мы можем много чего представить. Бывает, что мы общаемся с человеком лицом к лицу, бывает, что мы с ним вообще не общаемся, а только знаем, что он где-то есть. А вот бывает много промежуточных состояний: говорим по телефону, переписываемся по бумажной или по электронной почте, или в чатах, или говорим по видеосвязи. Все это разные варианты приближения, которые не являются, однако, общением лицом к лицу. Но они намного больше, чем отсутствие всякой связи и всякого контакта.

Вот с Богом еще больше градаций. Поэтому даже малое приближение к тому, чтобы увидеть этот Фаворский свет, который находится внутри нас, если мы причащаемся в истинной Церкви, уже радикально меняет нас по сравнению с тем состоянием, которое было секунду назад, когда мы этого микроскопического шага еще не сделали. Здесь очень высокий коэффициент полезного действия, если польза, по которой мы оцениваем коэффициент полезного действия, заключается именно в том, чтобы приблизиться к Богу, и чтобы нам самим избавляться от наших грехов и страстей.

Здесь игра абсолютно беспроигрышная, но только для верующих людей. Если человек лично для себя не понял и не осознал, не обратился, то у него так не получится. Может быть, он понимает, что Бог – это что-то могущественное, от чего может быть польза, и что лучше лишний раз не «раздражать» — кстати, это очень хорошо, если есть такое понимание, — но это еще не позволяет стать христианином. Может быть, это хорошая начальная площадка, но христианская вера еще не в этом. Конечно, если человек ищет Бога, то Он обязательно откликнется.

Последнее, что я хотел бы сказать – как быть тем, кто не в Истинной Церкви пока, и он не может обратиться внутри себя  к пребывающему там Богу. Он может помолиться, ожидая помощь Бога извне. Бог всюду, всюду можно к Нему помолиться. Более того, если у кого-то Он внутри, то все равно Он пришел туда извне – никто не рождается христианином, это невозможно. Поэтому все начинают с того, что они по отношению к Церкви внешние, и по отношению к Богу тоже.

Тем не менее, Бог хочет, чтобы они стали внутренними для Него. Он каждого человека хочет привлечь к Себе, хочет к нему Сам прийти. Поэтому надо просто обращаться к Богу, стремиться к нему, чтобы Он избавил меня от всего, что мне мешает к Нему прийти – а это только моли грехи. И даже если я чувствую, что я к чему-то греховному очень сильно привязан, то тем более, указывая Богу в молитве именно на эти мои грехи, я Его особенно прошу избавить меня именно от этих уз. Это ко всем христианам относится.

И надо понимать, что именно такого рода молитвы всегда согласны с волей Божией, только не всегда воля Божия на то, чтобы нам мгновенно от них освободиться, потому что полезно нам всем над этим потрудиться.

Вот что нам открывает сегодняшний праздник, хотя и многое другое тоже. Надо понимать, что Бог близко, даже если мы совершенно вне Церкви сейчас находимся. Значит, мы просто должны прийти в Церковь. Если мы пришли уже, то Он не просто близко, а внутри нас, и надо обращаться к Нему в молитве и жить тем и затем, чтобы прийти к Нему.

Аминь.

епископ Григорий