Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Григорий (Лурье). Взятие последнего Иерихона. Слово на Лазареву субботу (26.03/08.04.2017)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы воспоминаем  воскрешение Лазаря, о котором говорится только в Евангелии от Иоанна. Событие это имеет, с одной стороны, очевидное значение для всех – для этого оно и было совершено и поэтому рассказано, а, с другой стороны – менее очевидное. Более очевидное – это третье публичное воскрешение из мертвых, которое совершает Иисус во уверение собственного и общего потом воскресений. Но об этом и так говорится достаточно.

Конечно, во всяком событии есть еще и более глубокий смысл, тем более в таких важных делах, как сегодняшнее. И вот что тут можно сказать. Сегодняшнее воскрешение Лазаря отсылает нас к взятию Иерихона. Всё описание Евангелия от Иоанна отсылает именно к этому рассказу. Самое очевидное, конечно, то, что звуком, как некоторые отцы подчеркивают – трубным гласом, — Христос воззвал «Лазаре, гряди вон!», — и это конечно, связано с тем звуком труб, которые звучали при осаде Иерихона.

Но можно вспомнить еще и о другом: там было седмократное обхождение Иерихона – то есть его семь раз обошли и семь раз трубили, — а здесь Иисус возглашает только один раз. Но, однако, число 7 в сегодняшнем событии тоже упоминается, хотя прямого упоминания в евангельском рассказе и нет. Но сохранилась память о том, что это происходит в субботу – день седьмой.

И так как эти рассказы от Иоанна дошли до нас немножко не в том виде, в котором они были составлены, то там можно что-то реконструировать, и тогда можно сказать, что это была не просто суббота, а седьмая суббота – 49-й день от той субботы, когда было совершено чудо в Кане, от начала знамений Иисуса. 49-й день, седьмая суббота – это особый юбилей суббот. Таким образом, и седмократное обхождение тоже здесь имеет свой аналог.

Что же такое падение Иерихона? Если говорить о ветхозаветном событии, то для нас оно означает падение мира сего, потому что Иерихон – это образ мира сего, который стоит до времени, но потом падет, стены его падут. А здесь мы видим уже, что это образ не просто мира, но и самой смерти. То есть то препятствие, которое кажется нам самым непреодолимым.

В жизни нам кажутся многие препятствия труднопреодолимыми или неодолимыми, но самое главное препятствие, которое человек в своей жизни может встретить, – это смерть. И вот она тоже преодолевается. Об этом псалмопевец говорит: «Богом моим прейду стену».

И вот то, что мы должны удерживать в себе как верующие люди, уповать и жить этим – это именно что «Богом моим прейду стену», что никаких нет стен, кроме стен Иерихонских. И сама смерть тоже представляет перед нами такую же стену. Да, по видимости она непреступна, человеческими усилиями она и на самом деле непреступна, и не надо ее штурмовать, потому что ничего хорошего из этого не получится, но надо иметь терпение и обходить Иерихон кругами.

И когда придет семь кругов, то есть полное число – а что такое полное число? Это столько, сколько Бог считает нужным, потому что это значение полноты, — тогда все стены падут. Но надо в это время не просто обходить, а трубить в шофар, то есть в рог – что означают сегодняшние слова Иисуса «гряди вон!»

А что это для нас означает внутренне — трубить? Это, конечно, память Божия и молитва. Поэтому для христианина вся жизнь – это нахождение перед стенами Иерихона, которыми укреплен мир сей, в котором царствует смерть, то есть царствуют всякие пороки, которые являются разными стадиями разложения. Но эти стены, конечно, должны пасть и должны быть взяты.

Аминь.