Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Григорий (Лурье). Зачем лично мне воплощение Божие? Слово на Благовещение (25.03/07.04.2016)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем воспоминание воплощения Бога, то есть того самого дня, когда Бог стал человеком, когда произошло зачатие Иисуса Христа. Конечно, мы очень привыкли к этим словам. Мы очень привыкли, что Иисус – это совершенный Бог и совершенный человек. Но если спросить нас, что это значит, то, скорее всего, мы очень быстро запутаемся. И хотя, действительно, никто не может понять, как произошло соединение Бога и человека – это абсолютно за пределами человеческого понимания, как и Бог находится за пределами человеческого понимания, — но мы вполне можем понять, что именно произошло, что именно означают наши слова «вочеловечение Божие». Они же что-то означают?

Конечно, об этом было много  разных споров, потому что разные люди по-разному это представляли, и многие, к сожалению, это представляли так, что это расходилась с православной верой, и получались разные ереси. То, что можно прочесть в современной литературе – это тоже будет разновидностью какой-нибудь ереси, скорее всего. В чем же состоит православное учение?

В том, что Бог стал человеком — буквально одним из людей. Иисус – это Логос, Сын Божий, Который стал одним из людей, и получил поэтому обычное человеческое имя Иисус. И Он принял на Себя все особенности человека, которыми один человек отличается от другого. Так что его всегда могли отличить от другого человека. Но к этому тут же надо добавить, что при этом никакого отдельного человека Иисуса не появилось.

Когда представляют нам так, что Иисус совершенный человек в том смысле, что у Него было какое-то отдельное человеческое «я», как мы сами себя воспринимаем в качестве отдельных людей – если у нас достаточное сознание, если мы не совсем младенцы и у нас мозг в достаточной степени работает, мы можем сказать, что мы ощущаем себя как какое-то «я» какого-то субъекта. Православное учение заключается в том, что в Иисусе никакого отдельного субъекта Иисуса не было. Кто так думает – те несториане или, по крайне мере, римские католики, которых обвиняли в полунесторианстве.

Все «Я» которое там было и есть – это Логос, то есть Сам Сын Божий. Тогда нас могут спросить: а чем это отличается от монофизитов – противоположной ереси, которая не допускает совершенство вочеловечения? Если говорить только в пределах этих слов, то ничем не отличается. Но отличие есть, оно в другом. А вот что касается тех слов, которые я только что произнес, то это V  Вселенский Собор постановил, и все формулировки учения тут точно такие же, как и у умеренных монофизитов.

Но в чем отличается? В том, что другое представление о человечестве Христа, не такое как у монофизитов. А именно: Христос хоть и воплотился  с чертами отдельного человека, которому имя Иисус, но при этом он воплотился во всеобщую человеческую природу, которая принадлежит  нам.

Человечество Иисуса в представлении монофизитов – это какое-то особое человечество, которое Бог себе взял, и поэтому создалось уже другое человечество, которое нам недоступно.

Православное учение предполагает, что человечество Иисуса – это то самое человечество, к которому принадлежим все мы, причем даже и некрещеные, все абсолютно люди без исключения. Это то, к чему мы призваны, но это не дается просто так каждому при рождении – для этого надо постараться стать христианином и жить по-христиански. К чему же мы призваны?

К тому, чтобы, оставаясь в этой человеческой природе, участвовать в Теле Христовом, то есть в человечестве, соединенным с Божеством, участвовать в жизни этого самого Логоса, но уже в качестве Пети или Маши. Тогда  мы для этой человеческой природы становимся тем, чем изначально для нее стал Логос — одной из ипостасей этой природы, соединившейся с божеством. Это я уже стал говорить на греческом языке, на котором выражались наши святые отцы.

Можно проще. Вот есть Тело Христово, и это не какое-то тело, которое вот сейчас рождается, и его больше не будет ни у кого, кроме человека Иисуса, а это то Тело, Которое дается каждому христианину, кто приступает к таинствам Церкви. Не каждому, кто вообще рождается, как человек, а каждому, кто, родившись когда-то как человек, приступает к таинствам Церкви. То есть не просто к крещению, потому что просто крещения не бывает – если нет причастия в истинной Церкви, — а во всей полноте таинств Церкви.

Тогда что происходит? Тогда получается, что мое тело тоже становится Телом Христовым, но я при этом не становлюсь Логосом. Я как был Петей или Машей, так и остаюсь Петей или Машей, но мое тело становится частью Тела Христова, а точнее сказать – полнотой Тела Христова, потому что Тело Христово не делится на части просто так, а каждая часть, если делится, обладает всей полнотой, мы это прекрасно знаем из причастия, ведь частичек причастия много, но каждая из них, независимо от своих размеров, обладает всей полнотой Тела Христова. Для чего это нужно? Не для того же, чтобы хлеб был Телом Христовым, а нужно для того, чтобы наши тела, принимающие этот хлеб, становились Телом Христовым. Вот что сегодня произошло, вот что мы празднуем.

Я повторю. Мы празднуем не то, что появился какой-то человек, довольно симпатичный, Иисус, который учил очень полезным вещам – это делали разные пророки и раньше. Иисус, Который появился, Он это делал тоже, как и пророки, но при этом Он был не человек, а Логос, который  стал человеком, одним из нас. И не появился какой-то обособленный человек Иисус. А вот новый человек, который в Боге должен жить – это я. Каждый это должен про себя сказать, если он христианин, и должен к этому стремиться.

Но для этого, конечно, нужно и другое. Нужно не только быть верующим, не только в соответствии с этой верой прийти в истинную Церковь, а не в какую-то другую, где еще неизвестно как учат о Христе, а Церковь должна быть с правильным учением, не отступающая ни в чем от того, что установил Христос. Но и дальше, уже будучи членом этой Церкви, не отступать от нее внутренне, не впадать в личные грехи.

Поэтому и говорит Феодор Студит в сегодняшнем чтении на Благовещение, что мы должны молиться обо всем мире, скорбеть обо всем мире, но при этом именно молиться, чтобы Господь помиловал их и нас, потому что мы тоже часть этого мира. Одни люди вообще ничего не хотят слушать о христианстве, или, может быть, не слышали, или, может быть, сами эти народы очень далеко живут от христианства. Другие слышали и считают себя христианами, но находятся в той или иной ереси – таких очень много, кто считает себя христианами. Во время Феодора Студита их было большинство, как и сейчас.

Наконец, есть те немногие, которые находятся в истинной Церкви, они считают себя христианами, и вера их православная, но сами своей жизнью они отпадают – это ко всем нам относится очень часто. Поэтому надо исправляться покаянием, молиться о всех людях, независимо от того, в Церкви они или нет, независимо от того, хорошо они относятся к христианству или плохо, и никогда не забывать то, что открывается сегодняшним праздником – что Бог ради нас стал человеком, чтобы лично я через Него стал Богом.

Аминь.

епископ Григорий