Калужская епархия Истинно-Православной Церкви
Яко воистинну священная, и всепразднственная сия спасительная нощь, и светозарная, — поем мы сегодня. Поем, но не забываем, что нощь — это ночь. Христос пришел как свет, но тот свет, который во тме светит, а тьма просто не может его объять. Об этом мы читаем в Евангелии от Иоанна на пасхальной ночной службе. Ночь — это, как объясняют святые отцы, состояние нашего мира, пока не наступит второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, когда будет суд и откроется невечерний день царствия Его.
Мы живем в мире, где нет ничего кроме ночи, но Христос для верующих в Него сделал эту ночь светозарной. Он открыл в ней день, который не имеет вечера и никогда не заканчивается. Тот день, который откроется для всех только при втором пришествии, для христиан открывается уже сейчас. Поэтому христиане празднуют то, чего мiр не видит и не увидит. Там, где для мiра беспросветная ночь, для христиан — даже не просвет, а полное сияние дня. Там, где для мiра одна только смерть, для христиан — смерть и воскресение. Да, смерть есть для всех, для христиан и для нехристиан, но эта смерть не одна и та же. Отличаются и причины, и результаты смерти. Христиане выбрали смерть со Христом, отказавшись от того, чтобы жить с мiром, — потому что только так можно и воскреснуть со Христом, — тем Христом, Которого мiр не позна и отверг. Это объясняет нам и апостол Павел, слова которого нам читают в самый момент крещения: елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся.
Христос обещал: В мiре скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мiр. Поэтому мы дерзаем. Поэтому рефреном в пасхальной службе звучат слова, сказанные Псалмопевцем как молитва и пожелание, но звучащие у христиан как благодарное утверждение: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.
† Григорий
Епископ Петроградский и Гдовский
Пасха Христова, 2022
Град Святаго Петра