Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Пасхальное послание епископа Петроградского и Гдовского Григория (Лурье)

Пасхальное послание к верующим и не очень

Воскресения день! Просветимся, людие, — взывает сегодняшний праздник, а мы отзываемся на этот призыв. Но все по-разному. Некоторые радуются, некоторые огорчаются. Некоторые радуются тому, чему впору огорчаться, а некоторые огорчаются тому, чему нужно радоваться.

Может быть, кто-нибудь огорчается, что для него все это «просветимся» сводится к радости по поводу крашеных яиц. — Пусть лучше не огорчается, а радуется: во-первых, тому, что воскресение Христово существует и для меня, и я уже об этом узнал; во-вторых, тому, что начать свое приобщение ко Христу можно с малого и можно даже с такого, что ко Христу вообще не относится. Даже пасхальные куличи сгодятся.

Приобщают ли ко Христу пасхальные куличи? — По опыту церковной жизни, надо бы сказать «нет». Есть церковные вроде бы люди, для которых Пасха без причастия в порядке вещей, а Пасха без кулича невозможна. Для таких людей бог — это идол-кулич. Пожирание этого идола у них вместо причастия Христу.

Но ведь еще больше других людей: они ничего не знают по сути ни о причастии, ни о Церкви, но уже что-то знают про Христа и про праздник. Они еще не могут причащаться вообще. Но будет прекрасно, если они отметят праздник особой едой и внутренне поблагодарят Христа, хотя бы и не понимая, за что. Это будет очень ценно, потому что всякое понимание начинается с осознанного непонимания.

Но, может быть, больше всех огорчаются сегодня те, кто из года в год встречал Пасху так, как положено сознательным христианам, — с причастием на ночной службе и со всеми прекрасными богослужениями Страстной седмицы, — но уже по опыту многих лет знает, что праздник не успеет пройти, как «жизнь возьмет свое». Воскресение Христово так и останется Христовым, а я останусь, как был. Праздник кончился: Христос воскрес, а я остался. — Так ощущают — хотя часто не разрешают себе так думать — многие православные.

Это потому, что даже причастия недостаточно, чтобы воскреснуть со Христом.

Если мы люди верующие, то у нас есть точный и безошибочный опыт знания Бога. Если такого опыта пока нет, то надо честно себе признаться в своем — на данный момент — неверии в Бога. Тогда надо стремиться не к причастию, а просто к Богу: если для нас это вопрос жизни и смерти, а не любознательности, то Бог не оставит.

Но если мы узнали Бога, то жизнь постоянно увлекает нас, чтобы мы все равно продолжали жить так, как если бы мы Бога не знали. Это забвение Бога — начальное действие смерти. За разложением души всегда будет разложение тела. Но Христос победил смерть.

А как ее победить нам, чтобы и нам участвовать в воскресении Христовом? Как нам радоваться наставшему празднику радостью Христовых учеников, а не радостью бессловесных и обреченных на смерть животных?

Отвечает Давид-псалмопевец, который поет: Помянух Бога и возвеселихся — то есть я обновил в себе память Божию и обрадовался настоящей радостью. Память Божия пробивается через хлам нашей обыденной жизни, как фонтан — и смывает ее. Победить смерть — это означает победить ту нашу жизнь, которая заменила нам открывшегося нам когда-то Бога.  

Если хочешь воскреснуть для жизни настоящей, то для той, прежней жизни надо умереть. Апостол Павел предупреждал нас об этом в момент крещения, когда читалось: Спогребохомся убо ему крещенiемъ в смерть, да якоже воста Христосъ от­ мертвыхъ славою отчею, тако и мы во обновленiи жизни ходити начнем.

Сегодняшняя радость — радость для всех. Для верующих — потому что им дано помянути Бога и возвеселитися. Для неверующих, которые привыкли считать себя верующими, — потому что им есть повод остановиться и обратиться. Для неверующих, которые ничего толком не знают о Церкви, — потому что у них все самое лучшее впереди. Христос воскрес для всех.

Христос воскресе!

+ Григорий
Епископ Петроградский и Гдовский

Санкт-Петербург, Пасха 2016 года