Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Рождественское послание епископа Петроградского и Гдовского Григория (Лурье)

Ко всем истинно-православным христианам и ко всем колеблющимся и сомневающимся, но думающим 

Сей Бог наш, не вменится ин к нему (никто не сравнится с ним)… на земли явися и с человеки поживе. Много раз перепеваются в сегодняшнем богослужении эти слова пророка Варуха. Христос родился, став одним из нас, но оставаясь и одним из Святыя Троицы, единородным Сыном Божиим. Это мы празднуем, этому мы радуемся.

Христос родился — и в мiре явились все те, кто за ним последовал: апостолы, проповедники, мученики, воздержники… Но и те, кто исторически были прежде воплощения, — явились в мiр ради будущего воплощения и по причине будущего воплощения Бога: это праотцы, отцы (память которых мы праздновали два воскресенья перед Рождеством), ветхозаветные патриархи, пророки… Всякий дух праведен в вере скончавшийся, на какое бы время ни приходилась его земная жизнь, свят только одной святостью — Христовой.

Для земного времени обязательно, чтобы причина следовала ранее следствия. Для божественной вечности вся протяженность времени одинаково вторична, одинаково «после». Воплощение Бога стало спасением тех, кто ради него жил, даже и тех, кто жил прежде Рождества Христова. Все они составляют одно Тело Христово — одну Церковь. В эту Церковь воплотился и еще продолжает воплощаться Христос с каждым новым спасающимся человеком.

Христос воплотился в Тело Христово — Церковь. В Церкви каждый из нас приобщается воплощению Сына Божия. Пока мы вне Церкви, мы можем узнавать о Рождестве Христовом и радоваться ему извне — когда это радостное, но пока что для нас не принятое приглашение и не сбывшееся обещание. Войдя в Церковь, приступив к церковным таинствам, мы принимаем приглашение Бога, и его обещание исполняется. Из званных мы становимся избранными.

Теперь мы находимся на пиру у Царя царствующих и Господа господствующих. Нас окружают все от века святые. Нам нужно лишь позаботиться о брачной ризе для нашего ума, то есть об умной молитве. С нею мы входим к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность нашу. А без нее, то есть без внутренней молитвы, мы оказываемся на улице — то есть во тьме кромешной, тьме мiра сего, находящегося за стенами, за кромкой Церкви. По этой и только по этой причине в праздники нам может становиться непразднично, а в посты тяжело и уныло. Но тут всегда доступно лекарство: помянух Бога и возвеселихся.

Бог всегда отзывается на такое его поминание. Мы это постепенно узнаём и запоминаем из своего собственного опыта, и только так мы становимся верующими людьми. Бог не хочет, чтобы мы о нем просто думали, вспоминали и рассуждали. Он хочет, чтобы мы к нему обращались. Он не интересуется приращением нашего человеческого знания о Боге — хотя ничего плохого в таком знании нет. Он просто хочет дать нам свое собственное знание о себе самом, а правильнее сказать — дать нам не только свое собственное знание, но дать самого себя. Для этого он и воплотился. И каждый из нас будет прав, если скажет: Христос воплотился специально для меня.

+ Григорий

Епископ Петроградский и Гдовский

Рождество Христово 2018­/2019 года.

Град святаго Петра.