Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Большая заповедь

Евангельское чтение недели 15-ой по Св. Пятидесятнице

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Евангелие от Луки гл. 22 ст. 35-40.


Заповеди. Это понятие - одно из ключевых в жизни христианина. И что ни человек, то у него с заповедями разные отношения и даже само слово по-разному понимается. Для одного заповеди - это кандалы на ногах, которые не дают жить нормально, для другого обручальное колечко – залог радости вечной. Все, как говорится, от пользователя зависит.

Но и в Священном Писании это слово не всегда одно и то же означает.  В Ветхом Завете заповедь – это закон, она часто что-то запрещает, или жестко предписывает. Часто заповедь связана с угрозой или с обещанием награды.

В Евангелии заповеди – это не столько запрет или предписание, а указание на правильное духовное состояние.

В сегодняшнем Евангельском чтении лукавый законник пытается искушать Господа и спрашивает Его о заповеди. Вопрос задан на языке Ветхого Завета, а Господь отвечает на языке Евангелия. Законник хотел запутать Господа, завести в пустую дискуссию, затроллить, как говорят сейчас, утопить опасного конкурента в море словоблудия.

Действительно, законнику есть о чем тут поспорить: какая большая заповедь из шестисот с лишним предписаний книги Левит? Единобожие? Почитание родителей? Суббота? А разве «не убий» - не важна? Все они важные и попробуй тут разберись, какая главная.

Но Бог – прост. И у Бога все просто. Это у нас все сложно, раздробленно и греховно. Бог же по Своей непознаваемой природе прост и открывает Себя как Любовь и Благость. И если это так, то и от человека Он ждет того же. Приблизиться к Богу можно только на пути благости и любви. Вот об этом и говорит Господь книжнику и нам: любовь - высшая заповедь. То есть то состояние, к которому должны привести все другие заповеди.

А как же быть со всеми остальными заповедями? А они лишь ступени к приобретению любви. Они имеют служебное значение. И обрядовые предписания – распорядок жизни, пищевые запреты, и аскетические практики – посты, молитвы, службы, и нравственные предписания – «не убий», «не укради», и даже так называемые «заповеди блаженств» - ступени совершенства, делающие человека счастливым – все это дорога к любви. Надо это помнить. Все это – обряды, аскетика, нравственность, духовное делание в приобретении добродетелей – все это ступени. А «Бог есть Любовь и пребывающий в любви в Боге пребывает».

Поэтому любовью проверяется правильность любого делания. Бывает, что какая-то деятельность религиозных людей становится идолом. Что это значит? Идол – это любая ценность, которая заслоняет Бога. Идолом может стать все что угодно: комфорт, достаток, ближний, работа, семья, страна, этнос, политика, служение и даже заповеди. И тогда совершается катастрофа: то, что должно вести к Богу, заслоняет его. То, что было средством, стало целью.

К примеру: когда якобы ради любви к Богу становятся ненавистными люди. Мы видим сейчас очередной скандал в исламском мире. Кто-то снял какой-то фильм, и толпы людей громят посольства, выражая свою любовь к Всевышнему. Но не стоит ходить далеко за примерами. Некоторые люди, считающие себя по неведенью христианами, соревнуются в «любви» ко Христу, требуя показательно карать кощунников и богохульников. Что можно сказать, когда «православные» блоггеры призывают «бить смертным боем» людей в храме, если они пришли его осквернять? Наверное, нам нужно выбрать одно из двух: «Либо крест сними, либо штаны одень». Либо мы ориентируемся на Христа, и Его заповедь любви, либо выбираем какую угодно веру, но это уже будет не христианство. Это будет антихристианство.

Можно ли бить ближних «смертным боем» последователям Того, кто остановил земной суд над явной грешницей? Того, Кто выгнал торгашей из храма, но не призывал к расправам? Очевидно многим «православным» не подходит Евангелие: тесновато. Хочется простора для рук…

Тем же, кто хочет быть Христовым, необходимо проверять каждое свое делание любовью, а именно – Христом. Задавать себе вопрос: насколько это подходит Христу? Как бы Он поступил в этой ситуации?

И тогда все будет понятно. Постимся мы – хорошо это или плохо? Хорошо, если не превозносимся – Он тоже постился. Молимся мы – хорошо ли это? Хорошо, если не на показ – Он так учил. Не убиваем и не крадем – прекрасно: Он бы это одобрил. Требуем над кем-то справедливого суда: стоп. Господь вроде говорил «не суди». Справедливость и любовь далеко не всегда сочетаются. Какой же заповеди мы отдадим предпочтение?