Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Черновик Недели Адамова изгнания (2017)

Первый вопрос этого дня – зачем? Зачем нам накануне Поста про изгнание Адама?
Очевидно, что святые и богодухновенные Отцы, составлявшие наше богослужение – а оно не придумано, но есть плод их духовного опыта – понимали Пост как восхождение в утраченный рай. В центре этого восхождения – в середине Поста – Древо Крестное. В конце – победа над смертью.
Т.е. сегодня – отправная точка, начало пути. Как сейчас говорят – мы достигли дна, от которого нужно оттолкнуться. И уместно вспомнить, как же мы его достигли.
Недавно мы обращались к истории блудного сына, о котором Господь сказал, что его не выгоняли – он сам ушел. Но одно другому не противоречит. Было и то, и другое: сначала ушел – сделал нечто – потом прогнали – настигли последствия.
Не сразу его отпадение стало необратимым. Трижды, повествует книга Бытия, Господь пытался вернуть Адама самым простым путем – через быстрое покаяние, в четвертый раз он обратился к Еве. Но, увы, реанимировать – хотя только что умерших, но умерших самой страшной смертью – было уже невозможно.
С этого момента оживить людей стало возможным только смертью Бога. И потому Бог до времени отсылает их, уже оставивших Его, в мир сей.
Что это значит? Это означает перемещение на другой уровень бытия.
Человек – носитель образа Божия, собеседник ангелов, царь твари, бог в Боге, господин над стихиями – становится биологическим существом, подобным скотам. Он теперь зависит от стихий, он враг видимой твари, которая хочет смести его с лица земли, он по духу уподобляется падшим ангелам. Впрочем, во всем этом унижении в нем остается неистребимый и нестираемый образ Божий.
Может быть, потому, что отпадение первых людей было не результатом их собственного гордостного превозношения, как у падших ангелов, а следствием внешнего воздействия – соблазна – отпадение это все же неокончательное. Оно может быть исцелено, и это Исцеление от создания мира уготовано Богом во Христе. Он придет в определенное время и «соделает спасение посреде земли». В Нем все люди получат возможность возвращения к потерянному Богу.
И это сразу, при изгнании, обещает Господь, говоря о Семени Жены, которое сотрет главу змия.
Человек изгнан для исправления. Два основных наказания, наложенных на Адама – это наказания в смысле необходимых условий исправления.
«В поте лица будешь есть хлеб». – Это не только про биологическую жизнь изменившегося тела, которое теперь подчинено законам энтропии – не закинешь топлива – не будет жизни. Это и про пищу души. Если в первозданном состоянии человеку была свойственна добродетель, то в падшем, на земле, из сердца человеческого сорняки лезут сами, без посева и полива. И нужен постоянный труд, чтобы их выполоть и на их месте вырастить плод духовный.
«Вернешься в землю, из которой взят». – Смертность тела. Пока человек был в Боге, он был приобщен к Жизни – она сообщалась через исполнение заповеди – постоянное волевое подтверждение желания этой Жизни. Отвергнув заповедь, человек отпал от Жизни.
А если бы отпавший человек остался бессмертным и по телу, получился бы второй сатана.

Почему в этот день Церковь так настойчиво предлагает нам примириться со всеми и всех простить? – Именно от сердца, а не от одних уст.
Потому что мы приступаем к особому времени и к особому подвигу. У нас будут особые службы, молитвы, особые обращения к Богу. Будет посильный подвиг самоограничения.

И вот представьте, что все это окажется бессмысленной тратой времени и сил. И не только нас не приблизит к Богу, а может еще и повредить. Если не простим всех от сердца.
Можно сказать, что нелюбовь к ближнему блокирует сердце человека. Бог не может войти в злое, ожесточенное сердце. А ведь именно Его мы хотим пригласить туда. Что есть Дары Духа Святого, о которых мы часто вспоминаем? Это ведь Сам Бог – Его присутствие.
В чем еще опасность злопомнения?
Пока мы держим зло на ближних, или даже просто зло, сотворенное ближними, помним – оно существует. Зло не существует само по себе. У него нет источника, нет природы. Оно может только приражаться уму разумных существ, а самого его в чистом виде нет. Как нет в чистом виде тени.
Тень – это неполнота света. Зло – неполнота добра. Поэтому его не может быть в Боге, Который есть полнота всего. Его не должно быть в нас, т.к. человек призван быть Божиим подобием.
Помня зло, держа его в себе, мы позволяем ему быть в мире, хотя Богом ему быть не позволено вообще. И этим мы выпадаем из Божьего мира, становимся в разряд духов отверженных.
Именно на это стоит обратить внимание вступая в Пост.