Калужская епархия Истинно-Православной Церкви
Первый вопрос этого дня – зачем? Зачем нам накануне Поста про изгнание Адама?
Очевидно, что святые и богодухновенные Отцы,
составлявшие наше богослужение – а оно не придумано, но есть плод их
духовного опыта – понимали Пост как восхождение в утраченный рай. В
центре этого восхождения – в середине Поста – Древо Крестное. В конце –
победа над смертью.
Т.е. сегодня – отправная точка, начало пути. Как
сейчас говорят – мы достигли дна, от которого нужно оттолкнуться. И
уместно вспомнить, как же мы его достигли.
Недавно мы обращались к
истории блудного сына, о котором Господь сказал, что его не выгоняли –
он сам ушел. Но одно другому не противоречит. Было и то, и другое:
сначала ушел – сделал нечто – потом прогнали – настигли последствия.
Не сразу его отпадение стало необратимым. Трижды, повествует книга
Бытия, Господь пытался вернуть Адама самым простым путем – через быстрое
покаяние, в четвертый раз он обратился к Еве. Но, увы, реанимировать –
хотя только что умерших, но умерших самой страшной смертью – было уже
невозможно.
С этого момента оживить людей стало возможным только
смертью Бога. И потому Бог до времени отсылает их, уже оставивших Его, в
мир сей.
Что это значит? Это означает перемещение на другой уровень бытия.
Человек – носитель образа Божия, собеседник ангелов, царь твари, бог в
Боге, господин над стихиями – становится биологическим существом,
подобным скотам. Он теперь зависит от стихий, он враг видимой твари,
которая хочет смести его с лица земли, он по духу уподобляется падшим
ангелам. Впрочем, во всем этом унижении в нем остается неистребимый и
нестираемый образ Божий.
Может быть, потому, что отпадение первых
людей было не результатом их собственного гордостного превозношения, как
у падших ангелов, а следствием внешнего воздействия – соблазна –
отпадение это все же неокончательное. Оно может быть исцелено, и это
Исцеление от создания мира уготовано Богом во Христе. Он придет в
определенное время и «соделает спасение посреде земли». В Нем все люди
получат возможность возвращения к потерянному Богу.
И это сразу, при изгнании, обещает Господь, говоря о Семени Жены, которое сотрет главу змия.
Человек изгнан для исправления. Два основных наказания, наложенных на
Адама – это наказания в смысле необходимых условий исправления.
«В
поте лица будешь есть хлеб». – Это не только про биологическую жизнь
изменившегося тела, которое теперь подчинено законам энтропии – не
закинешь топлива – не будет жизни. Это и про пищу души. Если в
первозданном состоянии человеку была свойственна добродетель, то в
падшем, на земле, из сердца человеческого сорняки лезут сами, без посева
и полива. И нужен постоянный труд, чтобы их выполоть и на их месте
вырастить плод духовный.
«Вернешься в землю, из которой взят». –
Смертность тела. Пока человек был в Боге, он был приобщен к Жизни – она
сообщалась через исполнение заповеди – постоянное волевое подтверждение
желания этой Жизни. Отвергнув заповедь, человек отпал от Жизни.
А если бы отпавший человек остался бессмертным и по телу, получился бы второй сатана.
Почему в этот день Церковь так настойчиво предлагает нам примириться со
всеми и всех простить? – Именно от сердца, а не от одних уст.
Потому что мы приступаем к особому времени и к особому подвигу. У нас
будут особые службы, молитвы, особые обращения к Богу. Будет посильный
подвиг самоограничения.
И вот представьте, что все это окажется
бессмысленной тратой времени и сил. И не только нас не приблизит к Богу,
а может еще и повредить. Если не простим всех от сердца.
Можно
сказать, что нелюбовь к ближнему блокирует сердце человека. Бог не может
войти в злое, ожесточенное сердце. А ведь именно Его мы хотим
пригласить туда. Что есть Дары Духа Святого, о которых мы часто
вспоминаем? Это ведь Сам Бог – Его присутствие.
В чем еще опасность злопомнения?
Пока мы держим зло на ближних, или даже просто зло, сотворенное
ближними, помним – оно существует. Зло не существует само по себе. У
него нет источника, нет природы. Оно может только приражаться уму
разумных существ, а самого его в чистом виде нет. Как нет в чистом виде
тени.
Тень – это неполнота света. Зло – неполнота добра. Поэтому его
не может быть в Боге, Который есть полнота всего. Его не должно быть в
нас, т.к. человек призван быть Божиим подобием.
Помня зло, держа его
в себе, мы позволяем ему быть в мире, хотя Богом ему быть не позволено
вообще. И этим мы выпадаем из Божьего мира, становимся в разряд духов
отверженных.
Именно на это стоит обратить внимание вступая в Пост.