Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Дали себя убить. Слово в день памяти святых мучеников Бориса и Глеба

Сегодня мы празднуем память святых князей Бориса и Глеба. На самом деле 6 августа – день убийства Бориса, Глеб был убит более чем через месяц, но празднуются они вместе в этот день.

Это первые прославленные русские святые, русские условно, т.к. папа их – из Рюриковичей, т.е. варягов, а мама, по разным версиям, либо греческая принцесса Анна, либо болгарка – то ли из поволжских булгар, то ли из балканских,  о чем говорят имена, особенно имя Бориса – в честь болгарского хана Бориса Первого, в крещении Михаила, ставшего первым православным князем и крестителем балканских болгар.

Греческие церковные власти, а Киевская митрополия управлялась из Византийского патриархата, долго и упорно противились церковному прославлению почитаемых в Киевской Руси святых Бориса и Глеба, выдвигая совсем абсурдные аргументы: что они пострадали не за Христа, а в семейной разборке, и что они не мученики поэтому и т.д. Это при том, что сами византийцы прославили царя Константина, который крестился от епископа-еретика и умер, будучи в общении с арианской Церковью. Кроме того, в византийских святцах  встречаются мученики из еретиков, а некоторые  почитаемые во святых цари и патриархи прославлены непонятно за что.

В чем же святость святых Бориса и Глеба, и что они вообще сделали такого? Они дали себя убить. Добродетель ли это? В их случае – не просто добродетель, а именно святость. По логике того времени, по логике нашего падшего естества, по традиции предков, даже просто генетически, они должны были не так поступить. Логика человеческой подворотни, не только Питерской, но и варяжской, да и греческой и болгарской – ударить первому. Захватить скорее то, что плохо лежит. Драться за кусок, тем более, если этот кусок в цену жизни. И неважно с кем драться – брат ли сват ли на пути… Так и поступил Святополк.

А Борис с Глеб не захотели жить по таким законам. Они хотели жить по Евангелию. Цена такого выбора была - их жизнь, и они это знали.

У Бориса была отцова дружина, он был в походе против половцев. Т.е. у него были все возможности занять престол Киева. Но он отпустил дружину и остался с одним слугой ждать убийц от Святополка.

Святость ли это? Однозначно. Святой Исаак Сирин писал, что мученичество за заповедь Христову, есть такое же мученичество, как и за Самого Христа.