Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Искушения в пустыне

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Описание искушений в пустыне – это не просто эпизод или штрих в Евангельской истории. Это фундаментальнейшая информация о Боге, откровение. Причем, не имеющее аналогов в прошлом народа Божия. Не понимая этого, не понять самого главного: чего же ждет от нас Бог.

Итак, сатана решился искусить Сына Божьего. Предложил ему три пути работы с людьми. Три варианта того, как, по его мнению, лучше повести их за собой. Этим он навсегда выдал себя – засветил свои повадки, точнее принцип сатаны.

И вне принципа этого сами предложения интересны, и до сих пор безотказно работают и порознь и в совокупности. Преврати камни в хлебы – накорми. Прыгни с храма – порази воображение. Возьми земную власть – заставь.

Владеть людьми удобно:

- через голод – контроль над пищей;

- через воображение: любая пропаганда занята тем, что создает мир иллюзий;

- через силовой, административный ресурс.

Это хорошо понимали и понимают и тираны, и демократы. На этом стоит мир сей – потому и сатана назван его князем – это его ресурсы. И это то, чего мы должны избегать.

Но что тут общего? То, что ни в одном из случаев человек не интересен как свободная личность. Наоборот, все три пути, по сути, блокируют свободу.

Лишен свободного выбора голодный.

Лишен свободы тот, кого обманули.

Лишен свободы тот, к кому пришли иудейские, византийские или кремлевские омоновцы.

Вывод: сатане вообще не нужна наша свобода. Ему важно завлечь, а что внутри у человека – ему наплевать. В этом плане он как миссионер РПЦ МП – главное привести, поставить в строй.

Сатане нужны не личности, а массы. Толпа. В толпе почти невозможно реализовать свободу, толпа живет на инстинктах. На лозунгах. Ее психология - зоопсихология.

Поэтому усилия его направлены на то, чтобы втолкнуть человека в толпу, в группу. Для сатаны человек должен быть не самим собой, а частью чего-то. Этноса, государства, рода, города, партии, тайного или не тайного общества, клуба по интересам и т.д. Потому что когда он сам по себе, он начинает думать самостоятельно, размышлять о своих собственных интересах, в том числе и о духовных.

У Христа подход противоположный. Он отвергает все эти три предложения по многим причинам, одна из которых – потому что это предложения сатаны, от которого в принципе ничего хорошего исходить не может. Это как ответ катакомбной монахини следователю НКВД:

- Почему вы не ходите в нашу, Сергиевскую церковь?

- Потому что она ваша.

Немаловажная причина – именно свобода. Богу вообще кроме нашей свободы ничего не интересно. И тем более Ему не интересно привлекать людей принудительно, мотивируя их едой или страхом, показывая дешевые фокусы.

Бог всегда отпускает, с надеждой, что сами вернутся. Он допустил сатану в Эдем, зная, что человек падет. Но так же Он знал, что нельзя не предоставить выбора – иначе не будет никакого образа Божия, а будет биоробот.

Каков вывод? Сатана боится нашей свободы, боится нашего выбора, стремится нас его лишить, чтобы мы проскочили мимо него, ощущая себя частью чего-то. Следовательно, наша задача:

- Всегда пользоваться свободой, выбором, все совершать сознательно.

- Не быть ничьей частью. Надо помнить, что у нас есть свой собственный интерес, который никогда не совпадет с интересами партий, правительств, народов.

Только с Церковью Христовой можно и нужно себя идентифицировать, потому, что Церковь – это Сам Христос.

Аминь.